ЗА ЧТО БОРОЛИСЬ...
Авторы документа В. Плигин, А. Москалец и А. Харитонов предлагают в шесть(!) раз увеличить штрафы за нарушения ПДД, вернуть на улицы эвакуаторы и блокираторы, дать больше прав инспекторам ДПС для борьбы с водителями, виновными в аварии.
Стремление думцев понятно: каждый год на российских дорогах гибнут 35 тысяч человек.
Но у проекта и масса противников.
Академик Анатолий Безуглов, депутат Виктор Похмелкин, адвокат Леонид Ольшанский и другие встретили документ в штыки. Они считают, что законопроект ставит крест на правах человека за рулем, возвращает нас в прошлое.
В чем их основные возражения?
НЕ ВИНОВАТАЯ Я!
Законопроект ликвидирует принцип презумпции невиновности на дороге, считают его противники. В документе говорится, что в случае фиксации нарушения специальными техсредствами владелец авто привлекается к ответственности. То есть: если вашу машину сфотографируют во время проезда на красный свет или радар засечет превышение скорости, то автоматически вам будет прислан квиток на штраф. Но в Конституции (ст. 49) записано, что вина гражданина должна быть доказана в суде. А все сомнительные моменты - трактоваться в пользу подозреваемого, то есть инспектор обязан собрать свидетельские показания, составить протокол и так далее. Водитель же вправе по тому же основному закону не свидетельствовать против себя и пользоваться всеми средствами юридической защиты.
Например, вы утверждаете, что не пересекали сплошной линии, а гаишник настаивает на обратном. Если свидетели не подтверждают его слова, то вы можете и выиграть дело. Особенно если пригласите на место происшествия адвоката.
Законопроект нарушает и другой конституционный принцип. Гражданин не может быть наказан дважды за одно и то же деяние.
Однако его авторы предлагают наказывать водителя трижды чуть не за каждую провинность.
Первый раз - штраф или лишение водительских прав - на дороге.
Второй - в момент занесения балла в спецталон.
Третий - когда в талоне накопится больше 10 баллов.
Авторы законопроекта утверждают: такая система действует в Англии, США. Им возражают юристы: в этих странах другие Конституции.
А накопление баллов производится только в 10-15 странах из 200. Нужно ли нам ориентироваться на меньшинство? Тогда уж нарушителей ПДД стоит бить камнями, как поступают с неверными женами в некоторых странах. Водители постарше знают: балльная система (она была отменена во время перестройки) больно бьет не только по злостным нарушителям, но и по рядовым, но не очень внимательным автомобилистам. И будет бить еще сильнее: баллы предлагается не списывать, если даже вы, к примеру, как начинающий водитель их заработали своим неумением, а потом приобрели опыт и стали ездить аккуратнее всех. Домоклов меч повиснет над вами навсегда.
СКРОМНЕЕ, ТОВАРИЩИ!
ОТМЕННЫЙ АППЕТИТ НЕ ПОМОГ
2000 рублей проглотил сотрудник ДПС А. Канатчиков из Тульской области. Перед этим он остановил большегрузный автомобиль и потребовал у водителя заплатить за проезд через "вверенный ему" пост ДПС. Водитель отправился не домой за деньгами, а прямиком в милицию. Там его снабдили купюрами, обработанными спецраствором. Во время передачи взятки гаишника задержали. Но он улучил момент и съел несколько банкнот (даже не поперхнулся)! Находчивого мздоимца перехитрили не менее находчивые эксперты: они обнаружили на руках, губах и лице Канатчикова следы вещества, которым обрабатывались купюры. Суду этого оказалось достаточно, чтобы приговорить взяточника к 2 годам колонии.
КАКИЕ НАКАЗАНИЯ НАС ЖДУТ
За управление транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения штраф 2500 рублей, или административный арест до 15 суток, если водитель не имеет водительских прав либо лишен их ранее.
В пять раз вырастет штраф за превышение скорости на 20-40 км/ч - со 100 до 500 р. За превышение на 40-60 км/ч - 1000-1500 рублей, или лишение прав на 1-1,5 года. За превышение более чем на 60 км/ч - 2000-2500 р., или лишение прав на 1,5-2 года. За управление автомобилем без номеров - штраф 2500 р., или лишение прав на срок от 1 до 3 месяцев.
Выезд на встречную полосу - 2500 р. Нарушение ПДД перед поворотом направо, налево, разворотом будет караться штрафом в размере 300 р. За неправильное расположение автомобиля на проезжей части, за нарушение правил встречного разъезда или обгона без выезда на встречную полосу, за движение по обочинам предусматривается штраф 500 р. При интенсивном движении, когда все полосы заняты, перестроение повлечет штраф от 500-1000 р. Выезд на тротуар - 1000 р., или лишение права управлять автомобилем на 1 год.
Разговор по мобильному телефону обойдется в 300 р. Водителю, не пристегнувшемуся ремнем безопасности, придется вместо 50 р. платить 300. Столько же - за управление авто, не прошедшего государственный тех-осмотр. За невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения штраф будет увеличен со 100 до 800 рублей.
Предлагается восстановить балльную или накопительную систему для тех, кто систематически нарушает ПДД. В спецталоне будут фиксироваться все нарушения каждого водителя. Если количество баллов превысит 10, он лишится прав на два года или на него наложат административный арест до 15 суток.
ВЗЯТОЧНИКОВ ОБКЛАДЫВАЮТ
ВЗЯТЬ МОБИЛЬНИК ОТКАЗАЛСЯ
Водителя А. Захарова из Самарской области осудили на 4,5 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Его признали виновным по ч. 2 ст. 291 Уголовного кодекса РФ "Дача взятки должностному лицу". Обстоятельства дела таковы. Сотрудник ДПС остановил автомобиль для проверки документов. Ему показалось, что сидевший за рулем гражданин не пьян, но ведет себя неадекватно. На предложение инспектора пройти освидетельствование в наркодиспансере, Захаров предложил взятку в виде мобильного телефона марки Siemens МЕ-45, чтобы уехать с миром. Но бдительный милиционер не дал уйти нарушителю правил дорожного движения и закона.
ПОБОРЫ ВЫРАСТУТ?
Законопроект дает больше прав сотрудникам ГИБДД, ставит их в привилегированное положение. Здесь налицо нарушение еще одного положения Конституции (ст. 19) о том, что перед законом все равны. По мнению критиков поправок, предлагаемое новшество только увеличит "взяткоемкость". Раньше чаще всего сами водители предлагали откуп за свои прегрешения. Теперь поборы в основном выбивают сами гаишники. За малейшую оплошность. А то и без нее они нагло прессуют водителей. С дополнительными правами и полномочиями нерадивые гаишники просто распоясаются, полагают критики законопроекта. Надо ожидать, что и размеры "карманных штрафов" подскочат. Сегодня они равны примерно половине или двум третям официального штрафа за то или иное нарушение. С принятием поправок придорожные кормления (так в старину на Руси называли взятки. - В. Х.) могут стать в два, а то и в три раза выше, чем предусматривает законопроект. Водителям-нарушителям ведь придется платить не только, чтобы "отмазать" нарушение, но и чтобы инспектор не записывал очки в балльно-накопительный талон.
На эту тему мы еще поговорим. Можете присылать в редакцию свои предложения о том, как бороться со взяточниками. Пока же заметим, что в машине стоит возить диктофон и иметь номер телефона собственной службы безопасности городской или областной ГИБДД. При встрече с вымогателем на дороге можно позвонить и по 02.