РОЙ МЕДВЕДЕВ: БРЕЖНЕВ С ЛИДЕРАМИ МОЛЧАЛ

Опросы общественного мнения в России показывают тенденцию роста симпатий к Брежневу. Такими же устойчивыми остаются неуважение, а то и неприязнь к Горбачеву и Ельцину.Об этом феномене я спрашиваю у историка и писателя Роя Медведева

- Растет интерес к человеку, который не оставил заметного следа в истории страны - почему?
- Меня это тоже удивляет и как историка, и как человека. Почти все, кто работал рядом с ним - от членов Политбюро до рядовых охранников, - написали о нем. В Москве прошла ярмарка интеллектуальной литературы, где был представлен дорогой - 1200 рублей - альбом его личного фотографа В. Мусаэльяна. И он раскупался. Пора говорить о некоем феномене.
- Феномен существует?
- Несомненно. Подумайте сами. Человек не самых больших способностей, не сильно образованный, очевидно лишенный лидерских качеств и ораторского мастерства почти двадцать лет управлял огромной страной.
- А не нарисовали ли вы портрет Рональда Рейгана, который, как известно, находясь в не менее почтенном возрасте, 8 лет управлял США?
- Рейган был артистом, профессионально держался на политической сцене. Я встречался с ним во время его визита в Москву и был свидетелем, как легко и непринужденно он общался с выдающимися представителями советской интеллигенции. Он производил впечатление сильной личности и, по существу, таковой и являлся.
Не будем забывать, что годы Брежнева были непростые. Человек правил СССР почти целую эпоху. Это был второй по длительности срок правления после Сталина. За 18 лет сменилось 5 президентов в США. Происходили важнейшие, тектонические сдвиги в мировой политике. СССР был вовлечен более чем в 20 военных конфликтов. Советского Союза боялись во всем мире. Но и уважали тоже.
- Среди советских лидеров постхрущевского времени было немало людей образованных, молодых, энергичных. Почему же выбрали человека хоть и порядочного, но безынициативного, который поставил целью никому не мешать жить?
- Народ и страна устали от бурь и потрясений, от сильных непредсказуемых лидеров. Очень многим хотелось спокойной, тихой, если хотите, обывательской жизни.
Леонид Брежнев был востребован временем. Спокойный, уравновешенный, не выдвигавший никаких революционных идей и не требовавший этого от других. В стране не проводилось никаких реформ, не менялась идеология. Генсек пользовался неизменной поддержкой аппарата, потому что он ничего не требовал и от них.
Если крупный чиновник покидал свой пост, он продолжал оставаться в номенклатуре. Так происходило с Подгорным, Микояном, Шелестом, Шелепиным.
Бывали, конечно, случаи, когда крупного чиновника, уличенного, к примеру, во взяточничестве никак нельзя было держать на посту, как это было с краснодарским секретарем Медуновым. Но и ему находили теплое местечко в непыльном министерстве в Москве...
Именно Брежнев был сторонником наиболее мягкого, снисходительного отношения к людям, которых считали противниками режима. Когда обсуждали судьбы Сахарова или Солженицына, крайние, резкие позиции занимали Андропов, Устинов, Громыко. Косыгин предлагал сослать Солженицына в Якутск, но возобладала точка зрения Брежнева. По Солженицыну он согласился с тем, что раз общее мнение сходится к высылке, то лучше бы - за границу. Сахарова предложил выслать в Горький, предоставив 4-комнатную квартиру и возможность заниматься наукой.
Такая его умеренность только и позволила сохраниться диссидентскому движению.
- Однако последние годы его пребывания у власти тяготили и его самого, и его окружение, и, по существу, всю страну, с недоумением и жалостью наблюдавших немощного и больного человека, который, мучаясь, пытался произнести слово "систематический", а получалось "сиськи-масиськи".
- После 1974 года инсульты, инфаркты сделали его тяжелобольным человеком. Многочисленные свидетельства говорят о том, что он пытался уйти, просил об этом Политбюро. Не отпускали. Но ведь ему было не только тяжело физически, ему было тяжело и морально. Он не читал серьезных книг, не был интеллектуалом. А в последние годы не мог прочесть даже служебную записку. Ему зачитывали короткие резолюции на подготовленные записки, и он кивал головой.
- Являются ли правдивыми утверждения о том, что последние годы жизни Брежнев в основном охотился, играл в домино и волочился за медсестрой. Страной в это время управлял Андропов, Устинов, Суслов, Косыгин.
- Это не миф, но и не полная правда. При Брежневе в руководстве страной сложилось несколько блоков. Экономическим - управлял Косыгин, силовым - Устинов, идеологическим - Суслов. Это были опытные, грамотные, как сегодня сказали бы, топ-менеджеры. Свои проблемы они решали вполне компетентно. Их всех устраивал Брежнев, который не вмешивался в их дела, и они за него держались. Существовало определенное соперничество, но серьезной борьбы за власть не было.
- Но ведь крупный политический руководитель такого масштаба должен проявлять жесткость, решительность. Как я понимаю, эти качества у Брежнева отсутствовали.
- Именно поэтому, я как историк не оцениваю его как великую историческую личность, как человека, который внес весомый вклад в развитие страны. Из всех высказываний Брежнева мне запомнилось одно, которое он не раз повторял: "Никто не живет на одну зарплату".
- Горбачев заявлял, что перестройка была вынужденной реформой. Страна, по его мнению, все равно бы рухнула.
- Когда к власти пришел Горбачев, запас прочности в СССР был довольно значительным. Хотя Советский Союз по экономическим показателям отставал от Запада. Это больше касалось высоких технологий. Но имелись высокий научный потенциал, развитая оборонная промышленность, богатейшие запасы сырья.
Но Горбачев начал не с либерализации экономики и политики, а с закручивания гаек. В идеологической сфере это были самые жесткие приговоры диссидентам, в экономической - выступали против нетрудовых доходов, запрещали приусадебные участки, боролись с пьянством. Проблемы начались к концу 1986 года, когда резко снизились цены на нефть.
- Был ли по-человечески счастлив Леонид Ильич? С одной стороны - под рукой огромная страна и невиданная в истории человечества власть. С другой - болезни, которые мучили в последние годы, немощь, проблемы и скандалы с дочкой Галиной.
- В своих воспоминаниях личный помощник Генсека Александров-Агентов пишет, что самым лучшим временем в своей жизни Брежнев считал годы, когда работал первым секретарем Днепропетровского обкома партии. Именно этот масштаб он считал подходящим для себя. Руководить государством ему было не под силу. Не хватало ни интеллектуальных возможностей, ни образования. Когда согласно протоколу он оставался один на один с крупными мировыми лидерами, то большей частью был вынужден молчать. Этим он отличался от Сталина, Хрущева, Горбачева.
- Так кем же останется этот человек в истории, и что мы можем говорить о нем, сравнивая и анализируя его годы у власти с предшественниками и теми, кто пришел после него?
- Он не будет стоять в ряду выдающихся политических деятелей, которых история запоминает навсегда. Но и негативного отношения к нему тоже не будет. Как историк я прочитал немалое число мемуаров о нем, в том числе людей, против которых он выступал. Никто его не поносит, никто не критикует так зло и презрительно, как Горбачева и Ельцина.
С момента его смерти прошло чуть больше 20 лет. Для истории - срок ничтожный. Нужно время, чтобы пристальнее вглядеться в эту эпоху, в этих людей и сравнить их с теми, кто живет вокруг нас и управляет нами.
Беседу вел