Что касается оперных постановок и балета, то тут, как всегда, будут конкурировать Большой театр ("Дети Розенталя", "Мадам Баттерфляй", "Болт", "Сон в летнюю ночь") и "Мариинка" ("Тристан и Изольда", "Путешествие в Реймс", "Reverence"). К ним примкнут Пермь с операми "Кармен" и "Соловей", Уфа с "Волшебной флейтой" и Красноярск с балетом "Ромео и Джульетта". Москвичи в рамках фестиваля увидят также два балета Бориса Эйфмана - "Анну Каренину" и "Мусагет".
Если говорить о драматических представлениях, то члены экспертного совета исколесили всю Россию в поисках лучших спектаклей (было 179 командировок) и даже доехали до Тувы, обнаружив в Кызыле поразительного по художественному сплаву разных культур "Короля Лира". Омск на этот раз представлен двумя постановками режиссера Евгения Марчелли: "Вишневый сад" (на большой сцене) и "Фрекен Жюли" (на малой сцене). Спектакли малых форм, как мне кажется, составляют серьезную конкуренцию крупномасштабным постановкам. Это "Мальчики" по Достоевскому (Студия Сергея Женовача), "Шинель" Валерия Фокина ("Современник"), "Дядя Ваня" Юрия Погребничко (театр Около дома Станиславского), "На дне" Льва Эренбурга (Небольшой драматический театр из Санкт-Петербурга).
Особенно трудно придется жюри с выбором актрис на лучшую роль, потому что в числе номинантов представлены Алиса Фрейндлих ("Оскар и Розовая дама" в Театре имени Ленсовета), Марина Неелова ("Шинель"), Алла Покровская ("Изображая жертву" в чеховском МХТ). Актерские работы этих замечательных актрис настолько равноценно хороши, что, по-моему, жюри придется тянуть жребий.
Кстати, нынешняя "Золотая маска" чаще пестрит женскими именами, чем мужскими. Вот и лауреатами специальной премии фестиваля "За честь и достоинство" стали Людмила Макарова из БДТ и Наталья Терентьева из Ярославского театра имени Федора Волкова.