ИДЕМ НА ПРОРЫВ

Смысл президентских национальных проектов в области образования не в том, чтобы "дать всем сестрам по серьгам". Крупными денежными суммами, причем исключительно на конкурсной основе, будут поощряться лучшие: учителя, школы, высшие учебные заведения. Именно от них государство ждет прорыва, способного изменить отечественный образовательный ландшафт, который в последнее время выглядит довольно уныло.

В 2006 году 20 инновационным вузам (таким, где научные идеи вызревают до нового продукта) обещают выдать по 500 миллионов рублей. Претендентов на щедрые гранты Министерство образования и науки РФ собирается искать среди высших школ естественно-научного, инженерно-технического, медицинского и сельскохозяйственного направлений. Как сообщил на днях заместитель директора департамента государственной политики в сфере образования Федор Дудырев, процедура отбора пройдет в два этапа: сначала жюри оценит общий потенциал вузов, а затем - их конкурсные проекты. Список победителей будет обнародован уже в феврале-марте, со второго квартала нового года начнется их финансирование. В 2006-м на поощрение инновационных учебных заведений предполагается выделить 5 миллиардов рублей, в 2007-м - более 15 миллиардов.
Критерии отбора будущих обладателей грантов в последние месяцы активно обсуждались педагогическим сообществом. Министерство образования и науки РФ считает, что претенденты должны оцениваться по пяти основным позициям: 1) общие итоги деятельности в 2000-2005 году; 2) управление (особое внимание уделено общественным и наблюдательным советам); 3) образовательные программы; 4) научно-исследовательская, опытно-конструкторская и инновационная деятельность; 5) международная деятельность. А вот что думают по поводу присуждения грантов представители ректорского корпуса и отечественного бизнеса.
Борис Опыкий, ректор Московского инженерно-физического института:
- Чтобы деньги не пропали зря, как это (увы!) в нашей стране случается довольно часто, их надо давать только тем вузам, которые уже добились конкретных, ощутимых результатов. Само слово "инновационность" предполагает прохождение цепочки от фундаментальных исследований до производственного уровня. Значит, у претендента на грант должен быть свой технопарк. А вот наличие в вузе наблюдательного совета вряд ли добавит ему очков при присуждении гранта. Сторонних наблюдателей и без того слишком много. Другое дело, заказчики. С ними у вуза должны быть тесные и глубокие отношения. Например, в МИФИ представители заказчиков входят в ученые советы, а мы, в свою очередь, участвуем в их научных разработках. Кстати, эти контакты позволяют прогнозировать, какие специалисты понадобятся стране через 5-6 лет.
Аркадий Вольский, почетный президент РСПП:
- Первую скрипку в процедуре отбора лучших вузов должны, на мой взгляд, играть работодатели. Ведь именно они на практике имеют дело с молодыми специалистами и ждут от них не только хорошего уровня подготовки, но и новых идей, новых предложений в инновационной сфере. Необходимо, чтобы Министерство образования и науки находилось в постоянном контакте с предприятиями и организациями. Именно они посоветуют найти нужные подходы к очень острой сегодня проблеме подготовки специалистов.
Николай Кудрявцев, ректор Московского физико-технического института:
- Вузы, претендующие на обладание президентскими грантами, мне кажется, должны предложить некий план своего развития: что они собираются сделать в перспективе. Эти предложения должны быть созвучны модернизации российского образования. Если взять сто авторитетных людей и попросить их составить рейтинг российских вузов, получится как раз та картина, которую мы сейчас собираемся нарисовать. Под авторитетными людьми подразумеваю тех, кто может оценивать вузы профессионально - работодателей, научных деятелей. Чиновники тоже могут принимать участие в выборе лучших учебных заведений, но очень важно соблюсти баланс - чтобы они ни в коем случае не превалировали. Тогда оценки будут по-настоящему объективными.