ДЕЛО БЫЛО НА ПАТРИАРШИХ

В понедельник на телеэкраны вышел сериал "Мастер и Маргарита". Накануне премьеры нам удалось побеседовать о любимых уголках первопрестольной с москвичом Александром Филиппенко, исполнившим роль Азазелло. И петербуржцем Александром Галибиным, сыгравшим Мастера.

АЛЕКСАНДР ФИЛИППЕНКО:
ЧАСТО НОЧЕВАЛ НА ВОКЗАЛЕ
- Я живу на Спиридоновке неподалеку от Патриарших прудов. И именно Патриаршие - одно из моих любимых московских мест. Там я нередко брожу вечером после спектакля или прихожу днем - постоять, посмотреть на воду. Это такое место, где хорошо в любое время года. Между прочим, именно там я получил от Бортко предложение сниматься в его фильме. Однажды со своими друзьями я гулял по Патриаршим, рассказывал про булгаковские места, а в это время Бортко со своей группой отбирал точки для съемок. Так наша с ним встреча и произошла.
- А какие еще московские места вы любите?
- Весь центр. Вот, скажем, Спиридоновка, на которой я живу, - чудное место. Вообще над каждым кварталом центра витает свой дух, своя атмосфера. Со Спиридоновки я выхожу на бульвары и как будто попадаю совсем в иной город. По бульварам можно дойти до Кропоткинской, чтобы свернуть на Пречистенку и ощутить дыхание уже другой Москвы.
- Как не вспомнить и Театр Марка Розовского, в котором вы начали?
- Точнее, это был студенческий театр МГУ на Моховой. Конечно, Манеж и Моховая - для меня очень дороги. С ними связано очень веселое время. Репетиции по ночам, а затем прогулки по ночной Москве, студенческое бесшабашное веселье.
- Доводилось ли ночевать на московских вокзалах?
- Конечно. После школы я поступил в Физтех, расположенный в подмосковном городке Долгопрудный. Так что с Савеловским вокзалом, откуда я добирался до института, у меня связано множество воспоминаний. За годы учебы я не раз опаздывал на последнюю электричку, и мне приходилось до утра ютиться на вокзале и в соседних двориках. Играть в карты с бродягами, вести интеллектуальные беседы со случайными товарищами по несчастью, объясняться с милиционерами.
- А как попали в театр?
- На средних курсах Илья Рутберг и Марк Розовский заметили меня в команде КВН Физтеха и пригласили в студенческий театр МГУ "Наш Дом". Там я впервые увидел людей, которые занимались тайным театральным творчеством. Молодые Славкин и Розовский работали в стиле Ионеску и Беккета - это было очень интересно. Когда театр закрыли, пять ведущих актеров, и я в том числе, ушли в профессионалы. Я поступил в Щукинское училище, что неподалеку от старого Арбата, который стал для меня местом знаковым. Ведь после нескольких лет работы в Театре на Таганке, в семидесятые я опять вернулся на Арбат, и около двадцати лет прослужил в Театре имени Вахтангова.
- Как менялось по ходу жизни ваше отношение к городу, чем Москва была для вас раньше и чем стала сейчас?
- В последние годы Москва меняется просто стремительно. Сейчас это совсем другой город, и дай Бог, чтобы каждое поколение имело в Москве свои собственные любимые уголки. Потому что облик Москвы довольно эклектичен и несет в себе след самых различных эпох. Что порою вызывает различные споры, но, мне кажется, так и должно быть. Я люблю Москву и сегодняшнюю, и ту, какой она была прежде. У меня есть довольно большая коллекция фотографий Москвы начала XX века, которые я бережно храню и время от времени с интересом пересматриваю.
- Какой у Москвы характер?
- Это дамочка с очень и очень непростым характером. Тот, кто не потеряется в Москве, сможет выжить везде.
АЛЕКСАНДР ГАЛИБИН:
СТАРУЮ МОСКВУ СНИМАЛИ В ПЕТЕРБУРГЕ
- Мне нравится и старинная часть города, и те изменения, которые сейчас в столице происходят. Ведь все эти яркие огни, нарядные фасады, другие московские новшества являются символом того, как меняется страна. Она стремится стать привлекательной. Конечно, мне больше нравится центр, чем окраины. Я учился в Школе драматического искусства, находящейся на Арбате, поэтому хорошо знаю Арбат, Бульварное кольцо, у меня там живет много друзей. Вообще мои самые яркие московские впечатления связаны не со стенами, а с живущими здесь прекрасными людьми. Для меня Москва - город дружбы.
- А встреча Мастера и Маргариты снималась в окрестностях Арбата?
- Нет, большая часть съемок проходила в Санкт-Петербурге. Бортко решил, что там легче воссоздать Москву 1930-х. Но все знаковые и узнаваемые места книги - Патриаршие пруды, Александровский сад - снимались, естественно, с натуры.
- Когда вы приезжаете в Москву из Питера, где любите прогуляться?
- Как правило, я приезжаю в столицу по делам, времени бывает в обрез, так что редко удается прогуляться по городу, никуда не спеша. Но если бы выдалась парочка-тройка свободных часов, я бы обязательно съездил на Воробьевы горы и зашел в небольшой храм, находящийся справа от смотровой площадки. Эту церковь я очень люблю и раньше часто в ней бывал.
- Герой фильма "Ирония судьбы" в свое время "перепутал" Москву с Петербургом, а сейчас такое возможно?
- А почему нет? И это касается не только новых районов, которые застроены примерно одинаковыми домами, что в Москве, что в Петербурге, что в Новосибирске, но даже и исторического центра. Ведь и в Москве, и в Петербурге - толпы людей, пробки, рекламные щиты. Так что бывает, днем, когда спешу по делам в потоке пешеходов или стою в машинном заторе, вдруг начинаю ловить себя на ощущении, что забыл, где именно нахожусь: в Москве или Петербурге?