Родиной распродаж считается Англия. Однажды хозяин портовой таверны в день прибытия в город нескольких больших кораблей, чтобы зазвать побольше посетителей, повесил табличку: "Сегодня выпивка, дебош, похмелье на соломе - всего один шиллинг!" Эффект превзошел все ожидания. Привлеченная дешевизной публика валила валом. Оставшиеся не у дел конкуренты новшество оценили. Со временем хозяева магазинов стали устраивать распродажи перед праздниками.
Распродажи, нередко называемые заморским словом "сейл", появились в нашей стране в середине девяностых. С тех пор резкое падение цен наблюдается дважды в год: под Новый год и летом. Летом потребитель предпочитает отдых на природе походам по магазинам. Последние ощущают дефицит покупателей и стремятся любыми способами вернуть их к прилавкам. Один из приемов - снижение цен. А в конце декабря цена снижается для того, чтобы подогреть и без того ажиотажный спрос.
Нарядные босоножки на высоком каблуке моя подруга Аня присмотрела в магазине в центре Москвы еще осенью. Тогда они стоили 2595 рублей - дороговато. Поэтому Аня решила дождаться обещанных скидок. "Когда я пришла в магазин в конце декабря, над полкой с туфлями красовалась надпись "Скидка 30 процентов", - рассказывает она. - Однако на кассе с меня запросили две тысячи рублей". "Бауманку" заканчивать необязательно, чтобы понять: обманывают. Если цена туфель - 2595 рублей, то с 30-процентной скидкой они должны стоить 1816 рублей. Продавщица объяснила, что полная скидка распространяется не на всю обувь, а лишь на некоторые модели.
В запасе у продавцов есть немало приемов, чтобы привлечь покупателей. Например, в ценнике указывают заведомо завышенную цифру (процентов на 30), затем ее зачеркивают и рядом пишут "новую" цену.
"Я купилась на рекламу "скидка до 70 процентов", - признается Галина. - Приехала в один из столичных гипермаркетов купить платье к празднику. Однако на месте оказалось, что со скидкой продавалось только всякое барахло, которое стыдно надеть".
"Такая скидка (до 70 процентов) возможна, только если магазин закрывается или на товар не было спроса. Также большая скидка дается на бракованные вещи, - объясняет специалист по продвижению товара Юлия Малкова. - Но если для распродажи выставлять только те товары, от которых магазину необходимо избавиться, высока вероятность, что народ "не клюнет" на приманку. Поэтому к "балласту" обычно добавляют несколько актуальных для покупателей товаров. Но скидка на них будет гораздо меньше - она не превысит 15-20 процентов".
Не менее заманчивое предложение: "вторая вещь бесплатно". Как правило, во время таких акций самостоятельно выбрать вторую вещь нельзя. Вам просто навяжут неходовой товар. А чтобы не остаться внакладе, торговцы обычно завышают цену первой вещи.
"Только сегодня при покупке двух бутылок газировки резиновый мяч - в подарок" - такие "специальные" предложения часто можно встретить в крупных супермаркетах. Заслуживающим внимания это предложение может оказаться, если в магазине проводится акция по продвижению совершенно нового товара. В этом случае компания-продавец не стремится вас надуть, а просто "приучает" к незнакомому продукту. Гораздо чаще подарок - это приманка, заставляющая купить ненужный товар. Специалисты советуют всегда оценивать необходимость подарка. Возможно, в соседнем киоске эта вещь продается за копейки.
Продовольственные супермаркеты объявляют скидки гораздо чаще, чем промтоварные. Оно и понятно. У брюк и ботинок не бывает срока годности. Они могут просто выйти из моды. А вот йогурт или сыр быстро портятся. "С формальной точки зрения - это вовсе не скидки, а уценка - говорит Юлия Малкова. - К тому же покупателей даже не предупреждают, что срок годности у этих продуктов практически вышел".