А НАМ ЛЕТАТЬ ОХОТА

Судьбой российского авиапрома снова озаботилось правительство. В Белом доме, похоже, твердо решили создавать "крылатую монополию". Ожидается, что в ближайшее время будет принято постановление о создании объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Вице-премьер Александр Жуков уже доложил президенту о готовности приступить к процессу создания такой монополии, в перспективе способной конкурировать на мировом рынке с Boeing и Airbus. Для начала в 2005 году на развитие авиастроения правительство выделит из бюджета 15 млрд. рублей - в четыре раза больше, чем в 2004-м.

Идея создания единого концерна обсуждается в отрасли уже четвертый год. А между тем к 2006 году половина авиапарка, в котором числится 3830 самолетов, будет списана по ветхости. С учетом ежегодного 10-процентного роста пассажирских перевозок несложно подсчитать, что скоро летать на отечественных самолетах россиянам уже вряд ли придется. При этом авиастроители обвиняют перевозчиков в нежелании покупать российские самолеты, а те в ответ заявляют, что авиазаводы не способны выпускать современные лайнеры. Добавим, что жить под одной крышей и делить кусок хлеба с гражданскими авиастроителями не хотят производители военной авиации, благополучие которых обеспечивает успешный экспорт в третьи страны. Белый дом устал ждать окончания перепалки и решил поставить в ней точку.
По нашим сведениям, в состав ОАК поэтапно войдут шесть компаний: "Сухой", "МиГ", "Ильюшин", "Туполев", "Камов" и вертолетный завод имени Миля. Объединение основано на принципах частно-государственного партнерства. Судя по всему, командовать парадом в концерне будет государство. В 2005 - 2015 годах планируется выделить авиапрому 29 млрд. долларов, из которых 15 млрд. будут привлечены в виде госинвестиций. Если все пройдет так, как задумано в Минэкономразвития, то через десять лет объемы продаж российских самолетов должны превысить 15 млрд. долларов в год. Выводить отрасль из затянувшегося штопора предполагается за счет самых перспективных (в смысле спроса и выручки) проектов. Среди них - создание регионального самолета, нового вертолета и истребителя пятого поколения.
Минэкономразвития обещает, что остальные сегменты авиационного рынка, где сегодня в мире безраздельно господствуют Airbus и Boeing, тоже не останутся без внимания и господдержки. Производителей дальнемагистральных Ил-96, Ту-204/214 поддержат через лизинг, на финансирование которого в 2005 году из бюджета выделено 6 млрд. рублей. Кроме того, премьер своим постановлением снял ограничения по срокам финансовой поддержки государством лизинговых схем покупки российской авиатехники. Таким образом, перевозчики за счет субсидий смогут сэкономить при приобретении по лизинговой схеме лайнера Ил-96 почти 10 млн. долларов.
Но эксперты считают, что эти меры поддержки могут оказаться недостаточными. Российский авиапром ждет тяжелый удар, если правительство не сможет отстоять национальные интересы отрасли при вступлении России в ВТО. Как известно, от нас требуют отменить пошлины на импортные самолеты и авиатехнику. В конце ноября прошло сообщение, что готовится отмена таможенных сборов за ввоз импортного авиаоборудования, аналоги которого не производятся в России. Если такое решение действительно будет принято, то вряд ли правительство сможет объяснить логику своих действий тем авиастроителям, которых обещает защищать всеми силами и поддерживать бюджетными деньгами.