Вообще Швейцария, которую турфирмы представляют как один большой горнолыжный курорт, на деле является крупным экспортером промышленных товаров. Товарооборот с Россией, в частности, достиг 3,7 млрд. долларов. Причем если мы продаем в основном цветные металлы, то номенклатуру швейцарских товаров можно перечислять долго - машины, станки, биотехнологии, лекарства, продукция пищевой, химической отраслей... Именно высокий экспортный потенциал вывел экономику страны на второе место в мире по доле ВВП в расчете на душу населения.
Но и в сытой Швейцарии высокие заработки поднимают цену продукции, что, в свою очередь, затрудняет ее продвижение на рынки. До недавних пор предприниматели с этой проблемой справлялись - за счет высокого качества товаров и экспортных субсидий. Однако в конце ХХ века экономика вступила в эпоху глобализации, что привело к ужесточению конкуренции. Транснациональные компании начали экспорт технологий и капитала в страны третьего мира и Восточную Европу, где дешевая рабочая сила. А вот предприятия малого и среднего бизнеса, составляющие основу швейцарской экономики, за ними угнаться не могли и стали терять позиции. "Десять лет назад перед нашим малым бизнесом, - вспоминал Бальц Хесли, директор головного Центра предпринимательства, - встала альтернатива: либо сворачивать производство, либо искать ответ на вызовы времени. Мы выбрали второе".
Ответы вместе искали предприниматели и власть. Сам бизнес начал укрупняться, и сейчас в малом предприятии, как правило, 50 - 60 наемных работников - втрое больше, чем было десять лет назад. А правительство, в свою очередь, предприняло меры по продвижению бизнеса на внешние рынки. Одним из таких шагов стало открытие в странах, которые являются крупными торговыми партнерами, центров поддержки предпринимательства. Тот, что открыт в Москве, - уже двенадцатый по счету.
Чем они занимаются? Если коротко - избавляют предпринимателей от головной боли, связанной с работой в другом государстве. Например, предоставляют анализ рынка товаров и услуг, помогают в поиске надежных партнеров, помогают в выставках и презентациях, консультируют по всем вопросам, начиная от российского законодательства и таможенного оформления до выходов на властные структуры. Вся информация, за исключением индивидуальных консультаций, предоставляется бесплатно.
Мы поинтересовались, почему представительство малого бизнеса открывается при посольстве. На что посол Вальтер Фечерин ответил просто и ясно: "Защиту интересов нашего бизнеса мы считаем государственной задачей". А Давид Зиц добавил, что подведомственное ему министерство решает две задачи - формирует экономическую политику внутри страны и способствует продвижению швейцарского бизнеса за ее пределы. Причем именно второе направление сегодня является приоритетным. В чем это выражается? Сегодня, на начальном этапе, все затраты берет на себя правительство. Например, специалисты и эксперты центра зарплату получают как госслужащие, из федеральной казны на будущий год выделяется 100 тысяч швейцарских франков на текущие нужды.
Что тут добавить? Если бы наши власти так пеклись о предпринимателях, то попытки российского бизнеса выйти на мировой рынок не сопровождала бы череда антидемпинговых расследований и скандалов, связанных с происками конкурентов.