- Мы выступаем против нынешней капиталистической глобализации, - говорит Карин. - Ее особенность в том, что под контроль наднационального капитала подпадают не только товары, но и природные ресурсы, сфера услуг, культура, а национальные правительства способствуют динамичному ускорению этого процесса. На наш взгляд, недопустима политика, имеющая фактическим результатом обслуживание интересов транснациональных компаний и сопутствующим эффектом - последовательное и долголетнее снижение уровня жизни народов собственных стран.
- Но разве интеграция государств, например унификация таможенных тарифов, не служит на пользу народам?
- Дело в том, что глобализация означает унификацию не только таможенных тарифов, но и уровней заработной платы, социальной обеспеченности, национального пенсионного законодательства, причем по "нижней планке".
- Но эта унификация зависит от уровня экономического развития...
- Как раз нет. Во-первых, она нацелена на то, чтобы население "богатых стран" потеряло уровень защиты и социальных гарантий. Во-вторых, она препятствует повышению этого уровня в "бедных" странах. Инструментами тут выступают организации, далекие от интересов трудящихся, - международные финансовые институты, ведущими из которых являются Всемирная торговая организация (ВТО), МВФ, а также транснациональные корпорации. ВТО снимает барьеры по пути движения капитала, фактически уничтожая национальное законодательство. А МВФ диктует правительствам и парламентам независимых государств, как расходовать их национальные бюджеты, приватизировать госсобственность, экономить на расходах по образованию и здравоохранению, взвинчивать кредитную ставку. По сути, национальные правительства уже перестают служить интересам своего народа...
- Ну и какое, по-вашему, влияние оказано на Россию?
- Знаменитая российская "шоковая терапия" - осуществление программы МВФ, социальные последствия которой хорошо известны: катастрофический, можно сказать, спад уровня жизни, рост безработицы, обнищание большинства людей, разрушение системы социального обеспечения...
- Не кажется ли, что тот же западный опыт несет и позитивные примеры: вспомним бурный подъем послевоенной Германии. А наши проблемы были обусловлены, с одной стороны, экономической изоляцией СССР, а с другой - политическим выбором правительства Гайдара. Оно ведь могло пойти по германскому пути.
- Дело в том, что не могло. После второй мировой войны была угроза коммунизма, сильные социальные волнения шли везде по Западной Европе. Деньги в процессе послевоенной перестройки стран шли не только в промышленность, но и в социальную сферу. Это позволило восстановить экономику, почти ликвидировать безработицу, постоянно повышая уровень жизни. Правительство постсоветской России выбрало для себя ровно противоположеную дорогу (под давлением международных институтов), и мы видим результаты, плачевные не только в социальной сфере, но и в экономике.
- Разве не очевидно, что глобализация способствует экономическому прогрессу человечества?..
- Это, по сути, единственный аргумент наших противников. Но где вы видите прогресс? Да, мировая финансовая спекуляция достигает невидимых вершин, Билл Гейтс и управленцы самых крупных корпораций обогащаются. А общество в целом деградирует. Все, кто не причастен к этой финансовой глобализации, не могут полноценно работать, творить, внести свой вклад в развитие общества. И потом, эта глобализация весьма нестабильна. Сколько уже было кризисов? И в Азии, и в России, и в Аргентине. Даже США терпят экономические осложнения...
- Ну, так можно дойти до критики изобретателя колеса. Ведь именно оно лежит в основе технического прогресса.
- Совсем наоборот. Мы выступаем за свободное творчество людей. Принцип прогресса основан на их мыслях, деятельности, изобретательности. И надо, чтобы это творчество было признано. Сейчас происходит наоборот: умеешь играть с деньгами - ты достойный человек. А миллионы людей, особенно здесь, в России, все более отсекаются от возможности получить качественное образование и реализовать свой творческий потенциал. Очевидно, что политика приватизации и свободы хождения капитала только затормаживает общество, а то и отбрасывает его назад. Антиглобалисты, наоборот, приветствуют любые социальные инициативы в рамках международной солидарности. Да, среди нас есть ярко выраженные антикапиталисты, марксисты. Но многие просто хотят установления демократического контроля, запрета на вхождение капитала в некоторые жизненно необходимые сферы или ограничения свободы перемещения капитала путем установления минимальных социальных и экологических норм. Однако важно, что впервые за долгие годы происходит объединение разных сил вокруг общих лозунгов и общих акций протеста.
- Где антиглобалисты особенно сильны?
- В моей родной Франции. Кроме того, в Швеции, Италии, Бельгии, Бразилии, Аргентине. Кстати сказать, в России образованы разные организации в Москве, Ярославле, Нижнем Новгороде, Воронеже, Новосибирске... При этом каждая национальная организация действует автономно, но все они координируют между собой работу. Вообще мы стоим на принципе создания "союза народов" в противовес международным институтам.
- Ваши взгляды похожи на коммунистические. Вы не в одной упряжке с Зюгановым?
- Нет. Мы действительно сторонники "идеального" демократического коммунизма, хотя это и выглядит несколько наивно. Но Зюганов нам не соратник. КПРФ не является для меня ни коммунистической, ни интернационалистской партией...