- Нурдин Данильбекович, сообщалось, что в первую очередь инвестиции собираются направить на Аргунскую ТЭЦ...
- Речь идет о восстановлении всей энергетической системы. Есть проект такой программы, он в основном уже утвержден в правительстве РФ. Хотя Аргунская ТЭЦ - это действительно ключевой для Чечни объект.
- Почему?
- Сегодня мы получаем энергию из Ставрополья, Дагестана, Осетии, а это дорого и накладно. Да войны в республике было три электростанции. Во время боев две из них сильно пострадали, оборудование полностью разграблено. Аргунская ТЭЦ тоже разрушена процентов на 60, но, по нашим оценкам, восстановить станцию можно.
Кроме того, в этом городе есть стройиндустрия, некоторые машиностроительные и перерабатывающие заводы. Чтобы восстановить и запустить производственные объекты, нужны электроэнергия и тепло. А это десятки тысяч рабочих мест - не только в Аргуне, но и по всей республике. Поэтому мы бросим все силы, чтобы реанимировать станцию. Согласно программе, уже летом она должна дать минимум тепла для пуска заводов, а к концу 2002 года надо завершить восстановление ТЭЦ.
- Вы считаете, что реально заниматься восстановлением, если на дорогах рвутся мины, продолжаются перестрелки?
- А мы этим занимаемся вплотную последние два года. В 2000-м, как тогда говорили, подавали электричество в зоны, свободные от боевых действий. И сегодня базовые предприятия "Грозэнерго" созданы повсеместно, свет есть в городах и селах всех районов, в том числе горных. Есть проблемы в Грозном, где большая часть подстанций и сетей в ведении коммунальной службы. А в районах если бывают перебои с подачей электричества, то по вине мародеров. Случается, что по ночам они срезают километры проводов, раскурочивают трансформаторы. Но днем мы выезжаем на место аварии и восстанавливаем сеть.
Хочу подчеркнуть, что у нас есть взаимопонимание с силовыми структурами. Нам помогают, поскольку все понимают, что свет - это жизнь. Военные заверяют, что широкомасштабных боевых действий больше не будет. И мы надеемся, что скоро в республику придет мир.
- Кто будет заниматься восстановлением объектов энергетики, в том числе ТЭЦ?
- Прежде всего местные строители. Но также рассчитываем, что приедет еще от 500 до 700 специалистов из других регионов. Мы сделаем все, чтобы жизни этих людей ничто не угрожало. Сейчас в Грозном находится Владимир Платонов, который отвечает в РАО за вопросы безопасности. Вместе с военными прорабатываются вопросы организации производства, охраны объектов.
- Вообще 3 миллиарда - сумма не маленькая. Что можно сделать за такие деньги?
- Многое можно. Прежде всего наладить надежное снабжение электроэнергией по всей республике. А кроме того, создать резерв энергетических мощностей, чтобы дать толчок развитию экономики.
- А вы уверены, Нурдин Данильбекович, что деньги будут истрачены по назначению? Вокруг трансфертов для Чечни не раз разгорались скандалы.
- Счетная палата не так давно проверяла, как тратились деньги в Чечне в 1995 - 1996 годах. По нашему ведомству не было никаких вопросов.
Соблазн поживиться за счет казны бывает, когда сложные схемы финансирования - деньги выделяют каким-то структурам на местах, потом они попадают к посредникам и через третьи руки добираются до подрядчика. У нас схема простая, поскольку "Грозэнерго" является структурным подразделением РАО. Холдинг сам выделяет деньги под конкретный объект, сам же его принимает. Посредников нет, а это главное условие, чтобы все было прозрачно и честно.