"РАССТРЕЛ НА ЭСТАКАДЕ"

Так называлась статья в "Труде" (2 ноября) , в которой шла речь о том, как милиционеры в подмосковном Одинцове на Акуловской эстакаде "огнем" останавливали проезжавшую мимо машину. При этом был убит водитель "Жигулей" Евгений Акимов.

Мы получили официальный ответ на публикацию заместителя начальника ГУВД Московской области В. Капитаншина. В нем он сообщает, что "сотрудник Одинцовского УВД Извеков А.В., находившийся при исполнении служебных обязанностей, использовал автоматическое оружие для остановки машины. В результате чего водителю Акимову Е. причинено смертельное ранение. При этом последний нарушил допустимый скоростной режим, создавая реальную опасность для движения, на сигналы об остановке не реагировал. Водитель управлял машиной в состоянии алкогольного опьянения. Изложенные в статье сведения о неоказании помощи потерпевшему сотрудниками милиции и их попытке скрыть случившееся не нашли подтверждения". Машину, считает В.Капитаншин, останавливали правомерно, поскольку в соответствии с действующими нормативными документами, регламентирующими деятельность ДПС ГИБДД, "нарушители правил дорожного движения подлежат остановке как на стационарных постах, так и вне их".
Увы, в ответе ни слова о том, что сам расстрел машины, после того как она потеряла управление, мог привести к тяжелым аварийным последствиям. Что страж порядка майор Извеков, который якобы думал о безопасности граждан, стрелял из автоматического оружия в сторону жилых домов. И о том, что не милиционеры, которые, мол, ничего не хотели скрыть, сообщали родственникам погибшего о случившемся, а санитар районной больницы... Сам факт убийства человека представлен как обычный, рядовой случай. Постреляли сотрудники УВД, "поохотились", навели порядок на Акуловской эстакаде - и молодцы. Выходит, с каждым водителем может случиться нечто подобное? А если он не заметил сигнала милицонера, если боялся криминальной засады?
Ответ из ГУВД Московской области комментирует член экспертного совета при уполномоченном по правам человека в РФ, действительный член Академии юридических наук Леонид Ольшанский:
- Сотрудники милиции обвинили водителя Е.Акимова в нарушении скоростного режима. Однако доказательств этому не представлено. Распечатка радара по замеру скорости отсутствует. Кроме того, два с половиной года назад министр внутренних дел РФ подписал всем известный приказ N 329, который запрещал остановку машин для проверки документов вне стационарных пикетов ГИБДД. Совершенно очевидно, что Акуловская эстакада, где примостились один инспектор ГИБДД и два сотрудника местного ОВД, стационарным считаться не может.
Много вопросов вызывает и сам смешанный состав наряда. Как правило, в патрульной машине находятся или сотрудники ГИБДД, или другой службы - муниципальной, патрульно-постовой... Поэтому прежде всего надлежало проверить законность и обоснованность такого дежурства в тот вечер. Судя по всему, этого не сделали.
Один из важнейших принципов работы любого инспектора на дороге декларирован руководством МВД. Речь идет о том, что его знаки, требования об остановке транспортного средства должны быть недвусмысленны и понятны. Что тот же взмах жезлом относится именно к конкретной машине, а не другой. И только после многократных требований сотрудника можно пускаться в погоню. И уже тогда может применяться оружие. В описываемой ситуации не сделано было ничего для "мирной" остановки машины. А таких средств немало. Преследование, включение специальных световых и звуковых сигналов...
При тех обстоятельствах применение оружия было явно неправомерным. Отдельно хочу рассказать, как иногда стреляют милиционеры. Первый выстрел - на поражение (боятся, что не хватит "золотых" секунд). Второй - якобы предупредительный. В объяснениях описывают ситуацию в обратной последовательности. Ни один эксперт никогда не сможет их уличить. Вот почему так важно, чтобы любые жалобы и заявления на действия сотрудников милиции брались под особый контроль вышестоящими органами прокуратуры.