Президент отечественной драматургии

Юрий Поляков рассказал о фестивале «Смотрины» и новой пьесе «Чемоданчик», где объектом сатиры становится глава государства

25 ноября в московском Театре сатиры — премьера новой комедии Юрия Полякова «Чемоданчик». А 17 ноября показом спектакля «Хомо эректус» в этом же театре завершился трехнедельный фестиваль отечественной драматургии «Смотрины». У праздника, прошедшего при переполненных залах, был, по выражению министра культуры России Владимира Мединского, только один недостаток — он представил публике единственного автора, уже названного Юрия Полякова. Но устроители пообещали на следующий год исправить положение и дать более широкий спектр ярких авторских индивидуальностей, которые в сегодняшней русской драматургии, по их уверениям, есть. Это, вместе с рассказом о скорой премьере, прозвучало на пресс-конференции, которая предварила финальный спектакль смотра.

О ходе фестиваля рассказал его главный герой — писатель и драматург Юрий Поляков. Идея праздника, по его мысли, — показать пьесы и спектакли, рассчитанные на массового зрителя, как премьеры, так и постановки, многие годы не сходящие с афиш городов, от Владикавказа до Владивостока. 1 ноября спектакль «Как боги» МХАТа имени Горького открыл фестивальную программу. Основная же нагрузка столичной части смотра выпала на театр «Модерн», ставший площадкой для выступления трупп из Пензы, Кирова, Нижнего Новгорода, Петербурга, Белгорода, Крыма... Выступили коллективы из Армении и Казахстана, дальнее зарубежье было представлено театром из венгерского города Кечкемета. Зрители, считает Поляков, соскучились по пьесам, рассчитанным не на лабораторное чтение и премиальное жюри, а повествующим о жизни, которой они живут. Например, спектакль «Контрольный выстрел» прошел во МХАТе на 15-й год своего существования в 316-й раз. Кстати, первоначально эта пьеса называлась «Смотрины», что дало название нынешнему фестивалю.

Министр Владимир Мединский посетовал на то, что современные пьесы — редкие гости в театральном репертуаре. Дирекции предпочитают не рисковать, прибегая к проверенным классическим названиям типа «Евгения Онегина» или «Войны и мира», хотя еще неизвестно, что под этими названиями зрителю предлагается. А если и решаются на актуальную постановку, то это, скорее всего, нечто сугубо экспериментальное. «Сейчас, — заметил министр, — параллельно проходит другой фестиваль, который в каком-то смысле является даже альтернативой фестивалю современной российской пьесы, — это фестиваль NET («Новый европейский театр»). Не говорю что одно хорошо, другое плохо, это разные взгляды на театр. Но Министерство культуры раньше почему-то уделяло больше внимания театральным экспериментам, что тоже имеет право на жизнь, теперь хочется более взвешенной политики»

«Смотрины» — фестиваль замечательных пьес, но у него большой недостаток, — продолжил министр. — Все эти пьесы написаны одним автором. Впрочем, этот недостаток компенсируется достоинствами — большим количеством представленных театров из нашей страны и из-за рубежа и переполненными залами. Так что первый блин совсем не комом«.

«Хозяин» завершающего дня фестиваля, художественный руководитель Театра сатиры Александр Ширвиндт рассказал о кризисной ситуации в современной отечественной драматургии. Поляковские «Женщины без границ» прошли уже около 300 раз, «Хомо эректус» идет на аншлагах. Но театру нужен новый репертуар — «при том, что трудно пересатирить какое-нибудь ток-шоу на телевидении». И весной был объявлен конкурс на написание современной сатирической пьесы. В жюри вошли Михаил Жванецкий и другие мастера жанра. «С марта по июнь, — рассказал Александр Анатольевич, — пришло более 100 пьес, но дочитать до 3-й страницы можно было 20, до 20-й — 10. Это катастрофа. В такой великой, гениальной стране — где они, новые Гоголи, Салтыковы-Щедрины, Рощины, Горины?.. В результате отобрали одну незамысловатую милую комедию, ее ставит с молодежным составом театра Юрий Борисович Васильев».

Руководитель театра «Модерн» Светлана Врагова назвала Юрия Полякова продолжателем традиций Александра Островского. «У Александра Николаевича никто не бегал по сцене как угорелый, не висел вниз головой, а великие актеры просто говорили изумительный текст, который автор писал на них, и люди слушали все пять актов, и так рождались великие спектакли... И Поляков пишет на актеров, и к нему приходит публика слушать хорошее русское слово в великолепной сценической ситуации. Я сама «Как боги» смотрела пять раз, а меня и второй раз на одно и то же затащить трудно. Считаю, что фестиваль стал настоящим мастер-классом драматургии Полякова, и надо, чтобы эта мастерская Юрия Михайловича продолжила существование. Как когда-то существовала мастерская Арбузова, откуда вышли Разумовская, Соколова... Глядя на Полякова, и мы в «Модерне» стали искать новых авторов. И нашли в Севастополе Владимира Горбаня, сейчас ставим его великолепную пьесу «Тюремный тариф премиум-класса». Надо поддерживать такую драматургию. Многие театры боятся ставить пьесы, где никто не снимает трусы, нет пошлости, порнографии и больного вымысла. Но это путь в никуда».

Сатирик Михаил Задорнов признался, что ходит на пьесы Полякова по простой причине: «У меня от них повышается настроение. Ненавижу спектакли, после которых хочется поссориться с женой и месяц с ней не разговаривать. Если попробовать сформулировать, в чем общий знаменатель пьес Полякова, то скажу: многие люди сегодня живут в кривде, плюс с минусом за последние десятилетия поменялись местами. Пьесы Полякова возвращают им их истинное значение. И зритель совершает это в себе легко, смеясь».

Отметил Михаил Николаевич и такое явление: там, где ставят Полякова, проявляется интерес к классической советской драматургии: «Я уже видел три спектакля по пьесе Розова «Гнездо глухаря», три «Варшавские мелодии» Зорина, его же «Римскую комедию», «Жестокие игры» Арбузова... А давайте сделаем фестиваль пьес советских драматургов! Сразу станет ясно, где они, а где сегодняшние никчемки».

Режиссер Станислав Говорухин признался, что не читал пьес Полякова кроме той, которую ставил («Контрольный выстрел» во МХАТе. — «Труд»), зато хорошо знает писателя Полякова. «Писатель он потрясающий. К счастью, не модный, потому что модное — это то, что рано или поздно выходит из моды, как сказал кто-то умный, а он все обрастает новыми читателями. И счастье для театра, что Поляков начал писать пьесы».

Сам Юрий Михайлович рассказал о новой работе, которую предпринял с Театром Сатиры. Это пьеса «Чемоданчик», рассказывающая о том, что может случиться в стране, если ее президент вдруг потеряет свой кейс управления стратегическим военным потенциалом, известный в народе как «ядерный чемоданчик».

«Классная пьеса! — подхватил Михаил Задорнов. — Очень озорно и, я бы сказал, задорно, но поостерегусь, чтобы не обвинили в нескромности. Вчера читал дома, бегал по комнате и играл за всех персонажей».

«Эта новая пьеса — именно сатира, то, что мы очень хотим играть, — добавил Александр Ширвиндт. — Все то, с чем мы, старики, жили всю жизнь, — аллюзии, подтексты, фиги в кармане.. Только фига эта теперь вынута и положена на сцену. Получилось ли — вам судить».

Возможность судить появится совсем скоро: премьера «Чемоданчика» — 25 ноября.