Юрий Стоянов: Шутить – нелегкая работа

 Несмотря на ночной эфир, интерес к телепроекту «Живой звук» очень высок.

А ведь это формат не заемный, не купленный за рубежом – он придуман в нашей стране. Идея устроителей – соединить в караоке-шоу и звезд песенного жанра, и малоизвестные молодые таланты, предоставив им равные шансы в соревновании, – пришлась по душе известному актеру Юрию Стоянову. И он стал ведущим передачи.

Юрий, чем вас привлекла эта история?

– Домашней атмосферой, героями. Ведь, как известно, певцы состоят из неспетого. Даже у самых раскрученных звезд, случается, мозг буравит вопрос: «Ну почему у меня не нашлось денег купить эту песню?» А в «Живом звуке» очень демократичные отношения с музыкой: здесь, в караоке, все исполняют чужие песни.

– Трудно было собрать команду певцов?

– Говорят, наши звезды тяжелы на подъем, со сложными техническими райдерами (требованиями к звуку – «Труд»), хитрыми бытовыми запросами... Но кинокомпанию «АЛАР Фильм», которая делает проект, это не остановило. Надеюсь, сыграл роль и тот формат, который я исповедую на телевидении. Он называется просто – искренность. Ни в коем случае не стеб, не вышучивание – хотя юмора это не отменяет. Шутить – нелегкая работа. Важно не количество шуток на единицу времени, а количество положительных эмоций. 

Условия просты. Есть 12 песен разных жанров: от эстрадной до авторской. Иными словами, все то, что бывает востребовано в караоке-барах. И абсолютно случайным образом выбирается та вещь, которую предстоит петь.

– Неужели все-все исполняется вживую?

– Все, даже бэк-вокал. Это значит, что певцам приходится заранее разучить все песни для программы. И они это делают – да так, что самому хочется запеть с ними.

– Кем и как оцениваются выступления?

– У нас никто ни с кем не воюет. Меня вообще очень смущает состязательный дух. Песня – дело радостное, а когда ее исполняют ради завоевания приза, это убивает радость. Я сам – профессиональный спортсмен, в прошлом занимался фехтованием, состязательности мне хватило там. А в артистическом деле при всем моем опыте не представляю себя участником какого-либо соревнования. Нуразве что в дружеском кругу, когда выигранная награда радует всех. В конце каждой нашей передачи тоже определяется символический приз – по очкам, которые выдает машина.

– Программа началась с вашего соло… Вы и в фильмах, бывает, играете на гитаре. Учились этому?

– На гитаре – нет. И именно поэтому на первой же программе решил сыграть. Так, чтобы все видели, насколько я в этом деле не Паганини. Играл тремя пальцами, в то время как гитаристы делают это четырьмя. Просто после первого же аккорда у меня сломался ноготь... Публика должна понимать: тут никто никого не обманывает, поют и играют так, как могут. Короче, живой звук. Мне кажется, у нас даже образовались некие маски и амплуа, как в народной комедии дель арте. Есть певец, который твердо и давно стоит на эстраде и называется «мэтр».

– Сосо Павлиашвили?

– Да. Или, например, рок-певица...

– Светлана Сурганова?

– Не скрываю, это моя любимица, она поет на проекте все, начиная от попсы и заканчивая песнями из мультфильмов. И всему придает очень личную окраску. Человек огромного ума и таланта, пишет невероятные стихи. Или Денис Клявер. Я его знаю с детства (Денис – сын Ильи Олейникова, скончавшегося год назад – «Труд»). Мы с ним практически родственники, но в этом проекте он открылся для меня с очень неожиданных сторон. Никогда не думал, что Денис – веселый полемист, способный подставить плечо ведущему, когда тот налаживает отношения с пока еще не знакомыми ему артистами. А Саша Савельева? А Наташа Гулькина? Да в каждом участнике программы можно найти то, что не позиционирует в нем его привычный жанр. Это мои маленькие радости.

А большой радостью аудитории становится возможность увидеть, как ТВ отдает свои долги давних лет. Когда-то оно в силу своего технического несовершенства подсадило всю страну на фонограмму. Теперь технические возможности возросли, и мы приучаем артистов вновь петь живьем.

– А вы сами поете в этой программе?

– Иногда. И мне очень нравится. Не то, как я пою, а то, что у меня есть сама эта возможность – спеть в хорошей компании и с очень хорошими зрителями. Мы стремимся сделать все, чтобы в пятницу наш зритель захотел провести ночь с нами, а не пойти в ближайший кабак.

– Как же вы проводили свои пятницы до появления этой передачи?

– Иными словами, шел ли я в ближайший кабак? К счастью, последние 20 лет я – человек очень занятой. Проблема заключалась не в том, как провести время, а где его взять.

– Есть песня, которую любите больше других?

– Нет, я для этого слишком хорошо знаю и люблю музыку. Диапазон – от арий Верди до классических американских мюзиклов, от рэпа, в том числе русского, до Барбары Стрейзанд, от Пугачевой и Сургановой до группы ABBA. Равно как нет у меня любимой книги или фильма.

– А ваши домашние смотрят эту передачу, подпевают?

– Конечно, особенно увлеченно делает это моя младшая дочь Катя, она поет свою наилюбимейшую Кэти Перри до бесконечности. Естественно, передачу она смотрит не ночью, когда спит, а днем – отыскивает в интернете.

– Эта работа как-то повлияет на ваше театральное или кинотворчество?

– Мы ведь с Илюшей (Олейниковым. – «Труд»), моим партнером еще с 1993 года, когда придумали «Городок», ввели рубрику под названием «Мужикальная пауза», где буква «з» была перечеркнута и написана «ж». И пели в программе постоянно.

– Где сейчас снимаетесь?

– Заканчиваю картину в Тбилиси у знаменитого еще с советских времен режиссера Эльдара Шенгелая. Картина по сценарию Рустама Ибрагимбекова будет называться «Кавказское трио». Только закончились мои съемки в российско-ирландском фильме «Москва никогда не спит». Продолжаю сниматься в сериале по заказу канала «Россия» – играю одного законченного подонка, супермафиози. Такую роль мне выдалось сыграть впервые. А весной предстоит еще один полный метр и еще один сериал.

Наше досье

Юрий Стоянов родился в 1957 году под Одессой. С детства писал стихи, играл на гитаре, фехтовал. Окончил ГИТИС в 1978‑м. Актер, сценарист, телеведущий. Работал в БДТ имени Товстоногова до 1995 года. С 1993‑го по 2012‑й совместно с Ильей Олейниковым вел телепрограмму «Городок». С 2013‑го ведет программы «Большая семья» на канале «Россия К» и «Живой звук» на «России 1». Сыновья от первого брака с искусствоведом Ольгой Стояновой – Николай (1978 г. р.) и Алексей (1980 г. р.), тележурналисты. Дочь от третьего брака с Еленой Стояновой – Екатерина (2003 г. р.).