Главная Культура 10:09 21 Ноября 2012 184
Кого сгрызла «Белка»
Театральная сказки о людях и зверях оказалась былью
Анжелика Заозерская

«Мастерская на Малой Бронной» – молодежная студия знаменитого московского театра – выпустила второй за свою историю спектакль «Белка» (режиссер Екатерина Гранитова). На премьеру пришел автор романа, легшего в основу постановки, –  писатель Анатолий Ким, живой классик, чьи произведения, в первую очередь роман «Лотос», изучают на факультетах филологии и журналистики. Впрочем, широкому кругу читателей Ким мало известен, а посему спектакль этот о трудном пути молодежи в современной жизни вдвойне интересен.

Роман-сказка «Белка» с пушкинским эпиграфом «Белка песенки поет...» – история одновременно мистическая и молодежная. Анатолий Ким с высоты лет осмыслил и описал свой юношеский период жизни –  приезд в Москву и учебу в художественном училище. Режиссеру спектакля Екатерине Гранитовой тоже близка тема среды художников: по первому образованию она архитектор. И Анатолий Ким, и Екатерина Гранитова продолжили свое творчество в других отраслях искусства, но первое прикосновение к прекрасному, божественному и трагическому миру искусства у них случилось при помощи остро заточенного карандаша или (как пишет Анатолий Ким в своей повести «Мое прошлое») кусочка угля.

Герои спектакля «Белка» –  молодые люди, начинающие художники, приехавшие из дальних уголков некогда необъятной страны (роман издан в 1985 году) учиться в Москву. Их четверо, и двое из них (Митя и Белка) –  круглые сироты. Митя  (актер Леонид Тележинский) в течение всей своей короткой жизни (спектакль построен в форме детектива, где один герой – Белка расследует физическую и духовную гибель трех своих товарищей по художественному училищу), вспоминает лицо своей умершей матери, причем отраженное в воде (они когда-то вместе плыли по реке)... А Белка не помнит лица своей матери, умершей от голода в лесу, зато помнит глаза белки, пробежавшей по дереву, когда он, маленький, лежал с мертвой матерью на земле... Отсутствие лика родной матери с раннего детства предопределило участь Белки. Он в плеяде – четвертый, то есть последний по степени таланта. График, а не живописец. Чиновник (редактор журнала) –  по служебной лестнице. И зверь, пусть маленький, пушистый, безобидный, но грызун – по своей природе.

Герой Дмитрия Сердюка первым и последним появляется на сцене Театра на Малой Бронной. Он одет как успешный художник (в шляпе, модном кожаном плаще коричнево-рыжих тонов), и в то же время в его внешности, пластике, способе движения (с запрыгиванием и сидением на декоративном дереве-лестнице) легко распознать зверюшку Белку. Трое его друзей-сокурсников –  люди, а не животные: талантливые, уязвимые, с эмоциями, с прошлым, родственной памятью, и все –  жертвы. Физически, с первой сцены спектакля «Белка», их нет – но они есть хотя бы потому, что остались люди, которые их помнят. Действие спектакля построено на противоборстве мира людей и мира зверей. Режиссер Екатерина Гранитова отчетливо, даже несколько назидательно, как в школе или в институте (в данном спектакле этот метод оправдан –  потому что история о студентах и с участием вчерашних выпускников «РАТИ»), проводит границу –  где люди, а где звери и как отличить подлинного человека от животного.

– Не могу примкнуть к подлинным людям –  во мне нет их беспечного, поистине божественного бесстрашия –  я весь одержим страхами, – признается Белка.

Белка в своих размышлениях прибегает к теории: все люди (кроме подлинных то есть творцов) напоминают зверей. Прямым текстом он называет  учительницу и сожительницу своего друга Мити Лилиану Борисовну (Вера Бабичева) хорьком. Актриса Вера Бабичева очень тонко показывает двойственную натуру своей героини –  женщины и хищницы, человека и самки. Вера Бабичева, будучи адвокатом своей роли, пытается оправдать Лилиану Борисовну, вызвать у зрителя сочувствие к ее женскому горю... А вот Белка с первой и до последней минуты обвиняет Лилиану Борисовну во всех грехах. Хотя сам-то он –  типичный зверь! Но поскольку вся история очень жесткая, по большому счету мужская, с использованием черт разнообразных жанров (детектива, мистики, были, сказки) и всей палитры красок, то на вопросы «Кто есть кто?», «За что?» «Почему?» даются четкие и прямые ответы.

Митя был невинен, чист и божественно талантлив, когда попал под опеку своей учительницы Лилианы Борисовны. Она ненавидела детдомовских детей, свою работу, и когда увидела одаренного мальчика, рисующего сирень еще более красивой, чем она есть в природе, по-бабски, по-звериному впилась в него и высосала все соки. Увезла в Москву, стала его женой... А Митя, превратившись из мальчика в мужчину, полюбил свою ровесницу –  флейтистку (актриса Ольга Николаева) и от невозможности лгать, предавать, бросать, уходить и «пожирать» ближнего так глупо погиб. Лилиана Борисовна к тому же виновата в моральной гибели друга Мити –  высокого, отважного моряка-художника Кеши (Александр Бобров)... В спектакле очень хорошо показано, что обратного пути от зверя к человеку  не существует. Тот, кто однажды воспользовался доверчивостью, чистотой, талантом, беспомощностью, неопытностью другого человека, как это сделали Лилиана Борисовна или миллионерша Ева (актриса Ольга Смирнова), – тот уже не человек. Нет места среди людей и тому, на чьих руках кровь –  рыбы, овцы, белки, любого живого существа.
Режиссер Екатерина Гранитова наделила пожирателей человеческих жизней чертами, красками, формами мира материального. Деньги, секс, успех, власть – всем этим располагают, соблазняют и торгуют звери... Молодые актеры, играющие четверых друзей-художников,  –  Дмитрий Сердюк, Леонид Тележинский, Юрий Тхагалеров, Александр Бобров – понимают, о чем спектакль «Белка» и что происходит с их героями. Каждый из них, приехав покорять Москву из провинции (Сердюк –  из Харькова, Бобров –  из Херсонской области, Тележинский –  из Челябинска), встретились со многими угрозами, стоящими на пути таланта: и с соблазном легких денег, и с быстрыми путями к известности, и с женским напором, но нашли в себе силы (разумеется, не без помощи педагогов: все актеры –  выпускники курса Сергея Голомазова) для того, чтобы защитить свой талант, свою душу и свою человечность...

Спектакль «Белка» в первую очередь адресован молодежи. И поставила его педагог «Мастерской на Малой Бронной» Екатерина Гранитова вместе со своими учениками.

При желании эту инсценировку романа Анатолия Кима можно обвинить в злоупотреблении черно-белыми тонами и крайними противопоставлениями: «люди – звери», «таланты – бездарности», «гении – злодеи», «неподкупные – продажные», «художники – чинуши»... Но максимализм –  черта молодости, а спектакль –  о молодых и для молодых. Главное, что он сделан талантливо, ясно, с правильным посылом и с верой в подлинного человека.

Зритель, наблюдая за испытаниями героев спектакля «Белка», непременно задастся вопросом: «А человек ли я?», – или, говоря ироничным языком героя Горького: «А был ли мальчик?» Если звериное начало одержало верх и аппетит оказался слишком неуемным, то спектакль заставит каждого увидевшего вспомнить, еще раз пережить момент, когда в ход пошли клыки, когти, и кожа обросла шерстью. И это будет страшное воспоминание. Да, обратного пути нет. Но есть не испорченные еще дети, юноши, и пусть хотя бы они живут по-людски.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9469
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7166
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?