Труппа из Китая исполнит русский балет «Лебединое озеро» в технике китайской акробатики
Завтра в столичном «Крокус Сити Холле» начинаются трехдневные гастроли одной из самых необычных трупп мира, исполняющей русский балет «Лебединое озеро» в технике китайской акробатики. Корреспондент «Труда» попал на импровизированную репетицию и своими глазами увидел, каких синяков и мозолей стоит красота.
Все началось с того, что в 2001 году на международном цирковом конкурсе в Монте-Карло выступила супружеская пара из Китая — акробат Вэй Баохуа и гимнастка У Чженьдан, и их номер на музыку знаменитого па-де-де из «Лебединого озера» Чайковского поразил виртуозной красотой. Тогда балерине и хореографу Лю Цзунь — воспитаннице Лондонской королевской академии танца, солистке Берлинской Штаатсоперы — подумалось: что если поставить «Лебединое озеро» в этой стилистике целиком? Ведь акробатика в Китае — столь же мощное и уважаемое искусство, как в Европе — балет.
Чтобы соединение традиций получилось органичным, акробатов пришлось учить тому, в чем они были совершенные новички: актерскому исполнению и собственно балетным па. Отдельную трудность составила необходимость вслушиваться в музыку: обычно она для исполнителей не более чем фон, поскольку рискованные трюки требуют полного сосредоточения — а тут внимания должно хватать и на ритмы оркестра. Лю признавалась, что никогда до того музыка ее любимого «Лебединого» (которое, кстати, она в Берлине исполняла со знаменитым русским танцовщиком Владимиром Малаховым) не ассоциировалась у нее с такой опасностью.
Еще одна национальная особенность китайского «Лебединого озера»: его поставили под эгидой Народно-освободительной армии Китая, так что все его солисты — офицеры вооруженных сил страны. Впрочем, цифры говорят о том, что, пожалуй, только такой могучей организации под силу осуществить невероятно сложный проект: число артистов превышает две сотни, вес декораций составляет 13,5 тонны, на подготовку шоу затрачено более 5 млн долларов. На сцене натурально летает злой гений с огромными крыльями, распускаются гигантские розы из десятков тел гимнастов, вместо маленьких лебедей пляшут (на руках!) маленькие лягушата, а на заднике выстраиваются сказочные дворцы...
В нынешний визит (ранее «китайские лебеди» выступали у нас в 2006 году) к нам прилетели 72 артиста, в том числе два ведущих солиста — те самые У (Одетта-Одилия) и Вэй (Принц). Самолет с акробатами опоздал на несколько часов, из-за чего сорвалась встреча в Московской хореографической академии, о которой китайцы так мечтали, и артистам пришлось репетировать с ходу, не выпив даже чашечки чая. Зато корреспонденту «Труда» удалось увидеть буквально с расстояния вытянутой руки, как У становится в красивейший арабеск... на макушке своего партнера, а потом выполняет сложные па, стоя на вытянутой руке супруга. Конечно, 44 килограмма — более чем изящная комплекция, но когда этот вес сосредоточен на двух, а то и одной точке... Вот откуда огромные синяки и мозоли на плечах Вэя. Они, кстати, верный ориентир для У: точность для акробата — жизненно необходимое условие.
Интересно, что ни Вэй, ни У не являются потомственными артистами: у него семья рабочая, а у нее мама — шеф-повар в ресторане. «Труду» супруги признались, что у них подрастает трехлетний сын, и вот в нем они видят будущего продолжателя профессии: ноги длинные, осанка танцевальная... Будет кому укрепить балетную обороноспособность Китая.