(Когда я вошла в номер Ридли Скотта, доктор еще не закончил осмотр после недавней операции на колене.)
- У меня ужасно болит колено, и все из-за игры в теннис. Мои кости трутся друг об друга вот уже лет десять, - сказал Ридли с британским акцентом, смягченным долгим проживанием в Бел Эйр, элитном районе Беверли-Хиллз. - Но я продолжаю играть каждый день, несмотря на боль. Мне просто необходим мяч, за которым я должен гнаться.
- Почему вы решили снимать фильм в Марокко?
- Я снял в Марокко четыре фильма, потому что это магнетическое место. Там все другое: цвет неба, еда... Не знаю, какое еще место больше отличается от Америки или Англии. Марокканцы - очаровательные люди. Мне нравится старая архитектура, в особенности колониальная. Я не думал, что полюблю пустыню, однако мне гораздо меньше нравится пустыня в Соединенных Штатах. В Марокко очень сильно ощущается величие древности, и это меня радует.
- Почему вы выбрали Леонардо Ди Каприо и Рассела Кроу для своего фильма?
- Они самые лучшие актеры современности. И я сделал все от себя зависящее, чтобы заполучить их. Когда я читал книгу Игнатиуса, то сразу представил Рассела в роли Хоффмана, а Ди Каприо в роли Фэрриса. И я позвонил им. Мне совершенно не нужно было рассиживаться с директором по кастингу и просматривать сотни актеров. (Смеется.)
- Вы довольны тем, как они сыграли свои роли?
- Да, очень доволен.
- Можно ли назвать взаимоотношения их персонажей братскими?
- Я не думаю. Они больше походят на отношения <босс - оператор>. Эд Хоффман хочет привнести тепла в их отношения, чтобы они были похожи на братские. Или хотя бы на отношения ученика и учителя, который ему покровительствует. Но как раз с этого и начинается обольщение. Хоффман предаст Фэрриса, если в этом возникнет необходимость, то есть если награда за вероломство превысит ценность его самого лучшего агента.
- Любовная история уменьшает совокупность лжи в фильме?
- В книге агент ЦРУ Роджер Фэррис вступает во взаимоотношения с женщиной, работающей во французском посольстве, и из-за этого его брак рушится. Браки часто становятся жертвами работы, не правда ли? Если вы любите свою работу, то ваша жена говорит: <Ты любишь работу больше, чем меня>. В результате вы ей отвечаете: <Ты, наверное, права>. Вот и Фэррис не смог избежать этого и начал подсознательно искать что-то другое. А если и не находил, то не слишком переживал из-за этого. Полагаю, он сильно привязан к своей работе, буквально одержим ею. Поэтому он, скорее всего, ищет секса, а не серьезных взаимоотношений. Это то, что было в книге. Я спросил Игнатиуса: возможно ли, чтобы Фэррис нашел себе любовницу в Иордании? Игнатиус ответил, что это вполне логично. Но я возразил: <Нет, легче завести французскую любовницу в посольстве. И гораздо труднее осознать следующее: <О, это красивая мусульманская девушка Аиша, но я даже не могу пожать ей руку>. Он не может встретиться с ней без сопровождающей, обязанности которой выполняет сестра девушки. В другой раз ее место займут родители или братья. Такие уж там обычаи. И я подумал, что зрителям будет интереснее увидеть срез Ислама:
уроженка Иордании, проживающая в Аммане, работающая медсестрой в городской больнице, добровольно помогает беженцам, уважает свою религию. И хотя знает, что это непрактично, все равно следует сложившейся традиции.
- Вы специально противопоставили сверхсексуальность в западной культуре восточной целомудренности?
- В нашей культуре все очень сексуально, это уже перешло всякие границы.
Телевизор стало невозможно смотреть. Это ужасно. Поверьте мне, я не монах, не ортодокс. (Смеется.) Фэррис увлекся Аишей, и то, что до нее нельзя даже дотронуться, привлекало его к ней еще больше. У меня это получилось скорее непроизвольно, чем специально.
- На какой стадии находится ваш проект о встрече Рональда Рейгана и Михаила Горбачева в Рейкьявике в 1986 году?
- Я стараюсь его активизировать. Недавно написал Горбачеву. Если мы все-таки начнем работать над проектом вплотную, я хочу, чтобы Михаил помог советами - был бы консультантом на съемках фильма. Мы должны снимать там, где встречались американский и русский президенты. Я хочу показать, что именно усилия Рейгана и Горбачева были решающими для окончания холодной войны.
Несмотря на то что это тема актуальна, кинематографисты уделяют ей очень мало внимания. Поэтому я решил восполнить этот пробел. Но сценарий еще не написан. Меня попросили стать режиссером этого фильма. Но в данный момент я не вижу в этом необходимости, не хочу и не буду его режиссером. Я предложил им пригласить кого-нибудь еще. Они согласились, но попросили помочь с продюсированием.
- Мне не дает покоя концовка фильма <Совокупность лжи>.
- Тут все ясно. Начальник разведки Иордании Хани предупреждал Фэрриса:
<Только не обманывай меня>. Но Роджер солгал ему три-четыре раза. И поэтому, несмотря на то что Фэррис мог погибнуть, Хани использовал его в своих целях.
Когда начальник разведки пришел к Роджеру в госпиталь, тот сказал ему: <Я ведь мог умереть, сволочь!> На что Хани ответил: <В таком случае я бы сказал Аише, что ты сделал, и она бы полюбила тебя на всю оставшуюся жизнь>. Это у него такой юмор.
ДОСЬЕ
Ридли Скотт, Режиссер
Родился 30 ноября 1937 года. Отец был армейским офицером, мать - актрисой. После окончания школы учился на дизайнера в Королевском колледже искусств в Лондоне. На его счету 28 режиссерских работ и 44 продюсерских. У Скотта трое детей от трех бывших жен - два сына и дочь, которые пошли по его стопам.