ЦЕНЫ НА АВИАБИЛЕТЫ СНОВА ВЗЛЕТЯТ

Растущие быстрыми темпами цены на авиатопливо скоро скажутся и на стоимости билетов. Только за последний месяц тонна керосина подорожала на 30 процентов. Если учесть, что топливные затраты составляют почти половину всех расходов авиакомпаний, логично предположить, что часть их неизбежно будет переложена на пассажиров. Вчера утром пришло сообщение о том, что компания "Трансаэро" объявила о снижении на 10 процентов цен на билеты эконом-класса на дальневосточных рейсах. Некоторые эксперты тут же заявили, что это пиаровский ход, а "Трансаэро", чтобы компенсировать убытки на данном направлении, обязательно поднимет цены на полеты, скажем, за границу.

О снижении цен на билеты другими перевозчиками информации нет. И вряд ли она появится, так как начиная с этой недели топливно-заправочные комплексы (ТЗК) в аэропортах поднимут цены на авиакеросин и тарифы на заправку. С учетом НДС и стоимости услуг заправки авиакомпании должны будут платить за каждую тонну топлива почти тысячу долларов. Специалисты считают это критическим порогом для авиаперевозчиков.
Как заявили корреспонденту "Труда" в фонде "Партнер гражданской авиации", это следствие того, что государство не выполняет свою регулирующую функцию. В результате нефтяники гнут свою цену, а НПЗ, многочисленные посредники и ТЗК - свою. И только авиакомпании прижаты к земле. В фонде считают, что цены на билеты едва ли сильно рванут вверх до парламентских выборов, но после их уже никто не удержит.
Правда, есть и другое объяснение роста топливных цен - элементарный дефицит керосина на внутреннем рынке. Российские НПЗ снизили объемы его выпуска и переключились главным образом на производство дизтоплива, которое идет на экспорт. Кстати, и за рубежом цена на авиатопливо выросла в октябре с 650 до 900 с лишним долларов.
В авиакомпаниях, в которые вчера позвонил корреспондент "Труда", пока даже не берутся предполагать, насколько конкретно подорожают билеты. В лучшем случае говорят, что это будет адекватно повышению стоимости топливного сбора, а он зависит от направления и дальности полета. В "Аэрофлоте", например, этот сбор составляет от 10 до 30 долларов и входит в стоимость билета. Причем без разницы, куда летит самолет - в российский город или за границу.
Сергей БЫХАЛ, руководитель пресс-службы компании "Транс-аэро":
- Мы уже такое проходили в 2004 - 2005 годах: необъяснимый ничем, в полтора-два раза рост цен на авиатопливо. В чем причины, нам не говорят. В аэропортах суда обслуживают топливно-заправочные комплексы, и нас просто ставят перед фактом. Хотя Россия не ввозит нефть из Персидского залива, а добывает и перерабатывает ее сама.
В 2006 году затраты на авиатопливо нашей компании составили 37,7 процента от общих расходов. Хотя у нас самолеты иностранного производства, более экономичные. Кстати, с зимы 2006 - 2007 годов и до начала нынешней рост тарифов на билеты составлял 8 - 10 процентов, что соответствовало уровню инфляции. Если же нынешняя тенденция удорожания авиатоплива сохранится, придется соответственно поднимать цены на билеты.
Константин КОНАНЫХИН, глава пресс-службы аэропорта "Внуково":
- Пока еще речь не идет о полупустых баках для авиатоплива, у нас есть запас на несколько недель. Но порт совсем не заинтересован в повышении цен на билеты. Это может сказаться на пассажиропотоке. Если он упадет, у нас не будет прибыли. Заметьте, через считанные недели - новогодние каникулы, пик пассажиропотока... В это время он, как правило, вырастает на 50 - 60 процентов по сравнению с глухими периодами - осенью и ранней весной. Однако, боюсь, именно к этому времени и произойдет скачок билетных цен.
Ирина ТЮРИНА (Российский союз туриндустрии):
- Если человек заранее купил тур и заплатил за билеты, то доплаты с него потребовать не смогут. Однако многие туроператоры жалуются на то, что перевозчики уже выставляют запредельные цены на новогодние туры, мотивируя это ростом топливной составляющей в стоимости билета - на нее приходится 30 - 40 процентов.
Ольга ВОРОНЕНКОВА, начальник отдела продаж компании "Транс-аэро Турс центр":
- Люди все равно не откажутся от запланированных туров и полетят отдыхать. На Новый год у нас уже раскуплены все билеты (даже по самым высоким тарифам) в тот же Бангкок. Если человек заплатил за отдых в пятизвездочном отеле 3 - 4 тысячи долларов, то лишние 100 долларов за билет роли уже не играют.
Круизные компании тоже вводят новые тарифы на топливные сборы
Как сообщают информагентства, из-за стремительно дорожающей нефти круизные компании одна за другой начинают объявлять о введении с 1 февраля 2008 года новых тарифов на топливные сборы. Первой об этом объявила "Carnival Corporation": топливный сбор будет составлять в размере 5 долларов США на человека за каждый день круиза. Объяснение простое: затраты компании на топливо за 3 года увеличились на 140% и на 50% только за последние 7 месяцев.