ЛЕТАЮЩИЕ СТУДЕНТЫ

В последнее время из динамиков в Московском метрополитене можно услышать особенное приглашение: одна из новых российских авиакомпаний набирает студентов для обучения профессии бортпроводника. Требования - лишь приятная внешность и средний рост. Чему обучают неравнодушных к небу молодых людей? Примерить на себя униформу стюардессы я отправилась в Шереметьево, в московскую Школу бортпроводников.

"Поступив" в школу, я попала на лекцию по профессиональной психологии бортпроводников. Ее читала директор школы Вера Новохатская группе студентов в последний день их обучения. Вера Александровна - сама бывшая стюардесса с огромным количеством налетанных часов.
Итак, начинается работа стюардессы с положительного психологического настроя на рейс. "Я себя хорошо чувствую, я хорошо выгляжу, я люблю свою профессию, я люблю людей, со мной все будет хорошо"...
- Почти все люди, работающие в авиации, очень суеверны, - рассказал студент МГТУ ГА Константин. - Перед полетом, например, нельзя пришивать пуговицы, фотографироваться. Нельзя хвалить погоду и загадывать точное время возвращения. А первым из экипажа бортпроводников по трапу должен подниматься парень.
- Прежде всего мы мысленно делим пассажиров на группы, - Вера Александровна тем временем переходит к следующему пункту обучения. - Определяющую роль играет взгляд человека, его поведение и темперамент. С представителями отдельных групп - "пассажир, которому требуется дополнительная помощь", "пассажир с детьми", "подозрительный пассажир" или "склонный к агрессии" - нужно быть знакомым по имени.
Еще внимательнее надо относиться к пассажирам VIP- и бизнес-класса. Они, по рассказу преподавательницы, как правило, меньше едят, часто отказываются от обедов, продукты в которых были заморожены. Чтобы соответствовать их требованиям, часто бортпроводникам приходится оканчивать дополнительные курсы официантов и метрдотелей. Однако в первую очередь продвижение по службе происходит через совершенствование знания английского.
Помимо иностранного языка и уроков психологии, здесь проводится много тренингов. Для проработки критических ситуаций в аэропорту "Шереметьево" располагается специальная учебная база. В задымленных салонах учебных самолетов студенты ищут источник возгорания - им оказывается мусорный бак в туалетной кабине. Над специальным бассейном будущие стюардессы отрабатывают поведение в случае падения над морем.
Есть в школе и тренажер, обучающий принятию родов на борту. А в одном из кабинетов, в которые удалось заглянуть, занятия больше походили на урок в модельном агентстве. Барышни отрабатывали особую походку: "плечи назад, движение бедер не сексуальное". Любимый же предмет юношей - будущих бортпроводников - устройство самолета. Здесь их меньшинство: в выпускном классе, где мы слушали лекцию, намного больше юных девушек.
Вера Александровна заканчивает свою лекцию рассказом о таком важном навыке бортпроводника, как умение правильно себя вести в конфликтных ситуациях.
- Главный метод остановки развития конфликта - принятие критики. Это облегчает душу возмущенному пассажиру. В случае необходимости к нему надо пригласить старшего бортпроводника. А в особых случаях в салон зовут... капитана корабля, который смиренно берет остатки обиды на себя. Пассажир для авиакомпании важнее, ведь он платит деньги, которые экипаж затем отрабатывает, - поясняет преподавательница.
Вообще-то большинство крупных авиакомпаний имеют свои школы такого рода. К Новохатской же за свой счет отправляют будущих бортпроводников молодые компании, в штате которых еще нет специалистов, способных обучать новичков. Студенты приходят сюда и самостоятельно: принимают всех прошедших строгую медкомиссию и способных заплатить не менее 20 тысяч рублей за 2,5 месяца учебы. Отучившись, молодые люди в буквальном смысле разлетаются в разные стороны, выбирая для себя место работы самостоятельно.