Кому из режиссеров достанется главная премия в размере 3 тысяч евро и бриллиантовая брошь в виде чайки, изображенной на занавесе МХАТа, станет известно 4 декабря на торжественной церемонии закрытия. Но, бесспорно, все работы достойны награды: экспертный совет этого форума отбирает лучшие спектакли настолько тщательно, что никому и в голову не может прийти, что какой-то из них попал сюда по блату. Так же, как никто сегодня не усомнится в мастерстве авторов этих постановок, режиссеров Миндаугаса Карбаускиса, Генриетты Яновской, Льва Додина, Сергея Женовача... Это, так сказать, наши "первачи", и жюри будет очень непросто отдать кому-то из них пальму первенства.
Некоторые из этих спектаклей москвичи уже смогли увидеть, в частности, "Фауста" Эймунтаса Някрошюса. У знаменитого литовца свой подход к литературному тексту, он не только его сохраняет, но каждое слово с помощью режиссерских импровизаций наполняет особым смыслом. Вероятно, именно поэтому все его спектакли такие длинные. А "Фауст" идет целых пять часов.
Для режиссера принципиально важно было в этом предельном по эмоциональной, философской и фактурной насыщенности спектакле соединить слово, мысль и дело. Подобная квинтэссенция - чисто някрошюсовский опыт театра. Именно за этим опытом и устремляются наши деятели сцены, когда Някрошюс со своими спектаклями приезжает в Москву. Поэтому легче сказать, кого не было на этом представлении, чем перечислить всех звезд, заполнивших зрительный зал во время "Фауста". Многие из них, включая Лию Ахеджакову и Андрея Смолякова, говорили, что они завидуют литовским артистам, имеющим у себя режиссера такого уровня.
"Фауст" стал одним из самых ярких событий фестиваля. Но впереди нас ждет еще немало сюрпризов.