НАЧНЕМ, ПОЖАЛУЙ, С ПИРАТОВ

Итак, Россия готова стать полноправным игроком мирового "торгового клуба". Самое время оценить, кто в новых условиях выиграет, а кто проиграет от членства в ВТО.

Прежде всего шире открывается дверь на наш рынок. Как заявили представители Минэкономики, в течение нескольких лет уровень защищенности российской промышленности и сельского хозяйства снизится с 10 до 7 процентов. Плата за членский билет ВТО в виде 3-процентного сокращения пошлин кажется вполне умеренной. Но это в целом, так сказать, средняя температура по больнице. Если же говорить о конкретных отраслях, то тут цифры другие и уже многим мало не покажется.
Серьезное испытание ждет авто- и авиапром. За семь лет ставка таможенных пошлин на импортные машины снизится с 25 до 15 процентов, а на самолеты - с 20 до 10 процентов. То есть недорогие иномарки практически сравняются в цене с машинами, которые ВАЗ сейчас выдает за новинки. А российские перевозчики начнут брать в лизинг не только подержанные, но и новые "боинги", "эрбасы". Сегодня в год продается свыше 700 тысяч российских легковушек, а авиакомпаниям для обновления парка в ближайшие годы потребуется свыше 400 самолетов. Это большие деньги, и можно не сомневаться, что партнеры по ВТО предпримут все, чтобы их заполучить.
Не менее привлекателен страховой рынок, который пока в зачаточном состоянии. При вступлении в ВТО Россия обязалась его открыть для иностранных компаний, и нашим выдержать конкуренцию будет сложно. Зато в сфере финансовых услуг преференции останутся. Зарубежным банкам не разрешили открывать прямые филиалы, а их доля на российском рынке не должна превышать 50 процентов.
С сельским хозяйством картина неоднозначная. Россия добилась права увеличить субсидирование АПК (хотя уровень поддержки значительно ниже, чем в ЕС и США). Кроме того, правительство сохранит возможность квотировать поставки мяса. Но при этом наши санитары лишились права требовать соответствия "ножек Буша" российским стандартам, им остается довериться американским сертификатам.
И наконец, нам придется защищать чужую интеллектуальную собственность. Предпринимаемые сегодня российскими властями меры названы "действенными", но американцы требуют продолжения. А демонстрировать успехи в этой сфере сложно - с учетом размаха торговли "пиратскими" дисками и программами.
Что же взамен? Зеленый свет получат экспортеры. Западные страны откроют свои рынки и отменят ограничения - вроде пресловутой поправки Джексона - Вэника. Российские компании смогут участвовать в выработке общих правил торговли и защищать свои интересы в международном суде. Правда, воспользоваться режимом наибольшего благоприятствования в торговле смогут в основном сырьевые компании. Потому что нефть, газ, металлы и лес давно стали основными статьями российского экспорта.
В отличие от производителей, потребители от членства страны в ВТО безусловно выиграют. Ужесточение конкуренции на внутреннем рынке приведет к повышению качества товаров и услуг, а в некоторых случаях и к их удешевлению. Эксперты прогнозируют снижение цен на аудио- и видеотехнику, компьютеры, те же автомашины. Может быть, даже в случае аварии или пожара уже не мы будем бегать с полисом по инстанциям, а сами страховщики все оформят и возместят потери.
Но фильмов по сто рублей на лотках больше не будет. Если, конечно, власти за "пиратов" возьмутся всерьез, а не для галочки.