О БЕДНОМ ЭЛЬДАРЕ ЗАМОЛВИЛИ СЛОВО

В понедельник наше ТВ согласованно и торжественно отмечало семидесятипятилетие Эльдара Рязанова, автора всенародно любимых кинокомедий. Телеканалы эту "самоигральную" тему, надо сразу же с сожалением признать, разыграли довольно однообразно, не использовав и малой доли заключенных в ней возможностей.

Не припомню другой такой теленедели, когда бы фильмы одного постановщика были столь обильно представлены на всех без исключения каналах. И, что похвально, показывали не только знаменитые, затертые до дыр ленты раннего и среднего периода творчества мастера, но и его последние работы. Те, что вызывают немало споров в среде профессионалов, да и зрителей тоже.
Рязанов-кинематографист плодовит. На его счету уже почти двадцать пять фильмов. Последний только что завершен и, возможно, к Новому году появится на экранах. Впрочем, не менее богато и его телевизионное творчество. Я имею в виду не телефильмы "Ирония судьбы... " или "О бедном гусаре...", снятые для домашнего экрана, а великое множество программ, сделанных им на ТВ. Начиная с давней "Кинопанорамы", которая уже по праву стала нашей телеклассикой, и кончая многочисленными циклами, посвященными то Юрию Никулину, то актрисам, которых он снимал ("Восемь девок, один я"), то русским женам великих европейских художников, то актерам и актрисам Франции...
Удивительное дело: ни один канал не соблазнился возможностью показать какую-нибудь из этих передач. Все они предпочли отметить юбилей длинными - будто шло соревнование "кто больше" - программами, скроенными на один манер. Я даже затрудняюсь назвать жанр, в каком они сделаны: то ли привычное праздничное обозрение с песнями и плясками, выпивкой и закуской, то ли скучный "юбилярий" с множеством "настриженных", знакомых большинству зрителей до каждого кадра кинофрагментов. Некоторые цитаты из любимых комедий назойливо повторялись во всех без исключения передачах: не только песенка про пять минут из "Карнавальной ночи", но и, скажем, финальный кадр из "Гаража", где Рязанов, сыграв эпизодического персонажа этой невеселой истории, прикорнул на громадном чучеле бегемота.
Откровеннее и одновременно скромнее других поступили на канале ТВС. Там в часовой "Музыкальной открытке" ничтоже сумняшеся настригли кадров из разных фильмов юбиляра - в основном тех, где звучат песенки. Достоинством передачи стало, наверное, то, что в ней нет никаких других голосов, кроме голоса самого режиссера. Впрочем, авторы передачи посчитали свой опус столь неказистым, что даже не указали в финальных титрах своих имен. Они не предполагали, очевидно, что конкуренты с других каналов сработают еще хуже. Чуть ли не единственным достоинством "Служебных романов Эльдара Рязанова" ("Культура") стала краткость - всего сорок минут экранного времени. А в остальном все то же: восторженные высказывания актеров и в особенности актрис, которые снимались у режиссера.
На этом же построен капустник, посвященный юбиляру на РТР, его драматургия. Хотя вряд ли можно назвать этим словом то, что происходило в течение двух с половиной (!) часов на экране. Близкие Рязанову люди пытались натужно шутить, вспоминать смешные истории, случившиеся на съемочной площадке, а все выходило не очень весело. Только в тех редких случаях, когда, в нарушение сценария, режиссер вмешивался в происходящее, его юмор, обаяние и находчивость побеждали нависающую время от времени скуку.
Еще неудачнее получилось двухчасовое действо под названием "Необъятный Рязанов" (Первый канал). В нем механически, без всякой общей мысли и последовательности склеены кино- и телекадры, взятые из фильмов, передач, в основном развлекательных, концертных, которые были посвящены Рязанову в связи с разными датами в его жизни. От приветствий и комплиментов, высказанных еще пятнадцать лет назад, не раз прежде показанных в эфире, попахивало нафталином. И здесь тоже самым интересным оказалось то, что говорил о себе сидящий за маленьким кофейным столиком режиссер. Но его слова тонули в океане мишурных, экзальтированных, высокопарных фраз.
Единственное, в чем передачи-колоссы двух крупнейших телеканалов могли сравниться, - так это в количестве рекламы, втиснутой в них. Давно уж я не видел такой диспропорции между содержимым программ и длиной рекламных вставок. Смотрел и думал: если б даже юбилея не было, то его стоило бы выдумать.