Не припомню другой такой теленедели, когда бы фильмы одного постановщика были столь обильно представлены на всех без исключения каналах. И, что похвально, показывали не только знаменитые, затертые до дыр ленты раннего и среднего периода творчества мастера, но и его последние работы. Те, что вызывают немало споров в среде профессионалов, да и зрителей тоже.
Рязанов-кинематографист плодовит. На его счету уже почти двадцать пять фильмов. Последний только что завершен и, возможно, к Новому году появится на экранах. Впрочем, не менее богато и его телевизионное творчество. Я имею в виду не телефильмы "Ирония судьбы... " или "О бедном гусаре...", снятые для домашнего экрана, а великое множество программ, сделанных им на ТВ. Начиная с давней "Кинопанорамы", которая уже по праву стала нашей телеклассикой, и кончая многочисленными циклами, посвященными то Юрию Никулину, то актрисам, которых он снимал ("Восемь девок, один я"), то русским женам великих европейских художников, то актерам и актрисам Франции...
Удивительное дело: ни один канал не соблазнился возможностью показать какую-нибудь из этих передач. Все они предпочли отметить юбилей длинными - будто шло соревнование "кто больше" - программами, скроенными на один манер. Я даже затрудняюсь назвать жанр, в каком они сделаны: то ли привычное праздничное обозрение с песнями и плясками, выпивкой и закуской, то ли скучный "юбилярий" с множеством "настриженных", знакомых большинству зрителей до каждого кадра кинофрагментов. Некоторые цитаты из любимых комедий назойливо повторялись во всех без исключения передачах: не только песенка про пять минут из "Карнавальной ночи", но и, скажем, финальный кадр из "Гаража", где Рязанов, сыграв эпизодического персонажа этой невеселой истории, прикорнул на громадном чучеле бегемота.
Откровеннее и одновременно скромнее других поступили на канале ТВС. Там в часовой "Музыкальной открытке" ничтоже сумняшеся настригли кадров из разных фильмов юбиляра - в основном тех, где звучат песенки. Достоинством передачи стало, наверное, то, что в ней нет никаких других голосов, кроме голоса самого режиссера. Впрочем, авторы передачи посчитали свой опус столь неказистым, что даже не указали в финальных титрах своих имен. Они не предполагали, очевидно, что конкуренты с других каналов сработают еще хуже. Чуть ли не единственным достоинством "Служебных романов Эльдара Рязанова" ("Культура") стала краткость - всего сорок минут экранного времени. А в остальном все то же: восторженные высказывания актеров и в особенности актрис, которые снимались у режиссера.
На этом же построен капустник, посвященный юбиляру на РТР, его драматургия. Хотя вряд ли можно назвать этим словом то, что происходило в течение двух с половиной (!) часов на экране. Близкие Рязанову люди пытались натужно шутить, вспоминать смешные истории, случившиеся на съемочной площадке, а все выходило не очень весело. Только в тех редких случаях, когда, в нарушение сценария, режиссер вмешивался в происходящее, его юмор, обаяние и находчивость побеждали нависающую время от времени скуку.
Еще неудачнее получилось двухчасовое действо под названием "Необъятный Рязанов" (Первый канал). В нем механически, без всякой общей мысли и последовательности склеены кино- и телекадры, взятые из фильмов, передач, в основном развлекательных, концертных, которые были посвящены Рязанову в связи с разными датами в его жизни. От приветствий и комплиментов, высказанных еще пятнадцать лет назад, не раз прежде показанных в эфире, попахивало нафталином. И здесь тоже самым интересным оказалось то, что говорил о себе сидящий за маленьким кофейным столиком режиссер. Но его слова тонули в океане мишурных, экзальтированных, высокопарных фраз.
Единственное, в чем передачи-колоссы двух крупнейших телеканалов могли сравниться, - так это в количестве рекламы, втиснутой в них. Давно уж я не видел такой диспропорции между содержимым программ и длиной рекламных вставок. Смотрел и думал: если б даже юбилея не было, то его стоило бы выдумать.