HeadHunter: в России начнутся массовые увольнения

Турбулентности на рынке труда пока нет, а ситуация с увольнениями в прошлые годы была хуже, напомнили эксперты

19% работодателей готовятся сократить персонал в следующем году, но 49% намерены увеличить число сотрудников, гласит исследование сервиса вакансий HeadHunter на основе опроса 150 работодателей. 

Известно, что каждая четвёртая крупная компания уже сократила часть персонала. При этом оклады 53% работников остались неизменны, у 43% увеличились, а у 1% снизились. 
 
На рост фонда оплаты труда в следующем году рассчитывают 55% работодателей, 21% однозначно уверены в увеличении фонда оплаты. 8% ждут его снижения, самая высокая доля пессимистов (15%) в компаниях от 101 до 500 сотрудников. А 47% работодателей собираются повысить оклады своим сотрудникам.
 
В целом, большинство руководителей компаний положительно оценивают перспективы следующего года. В 2018 году о возможных сокращениях говорили 21% респондентов, в следующем – уже 9%. А 62% надеются на рост численности персонала (ответы «персонал однозначно увеличится» дали 19% против 13% в 2019 году и «персонал скорее увеличится» сказали 43% против 31% в прошлом году). 49% работодателей оценивают своё место на рынке как стабильное.
 
Сдержанный оптимизм многих работодателей относительно фонда оплаты труда и кадровые перспективы своих компаний связан с надеждами на экономическую стабильность, комментируют исследование в Head Hunter. Также на рынок труда всё активнее выходит малочисленное поколение девяностых: работодатели собираются пополнять кадровый резерв прежде всего за счёт «молодняка».
 
В Минтруде не спорят с HeadHunter: положение рынка труда стабильно. По данным чиновников, в службах занятости известно о 1,7 млн вакансий. Число официально безработных с начала октября составило 662,2 тысячи человек, регистрируемая безработица низкая – 0,9%. Похожие параметры в правительстве ждут и в 2020 году. В Минэкономразвития надеются на рост реальных зарплат на 2% за следующий год, а безработица по стране должна сохраниться на уровне 4,7%. 
 
Похоже, рынок труда идёт к стабилизации, признаёт профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС Александр Щербаков. По его словам, реальные зарплаты перестали снижаться. А это шаг к нормализации: главное выйти на рост.

С Щербаковым спорит профессор кафедры управления персоналом Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. Никакой стабилизации рынка труда нет и в помине: весь оптимизм основан на сухих цифрах, а реальная экономика не даёт оснований к позитивным прогнозам. Роста безработицы нет только из-за демографической ямы девяностых, сказал эксперт. Спрос на рабочую силу низок, считает Сафонов. Впрочем, в отдельных секторах работники нужны: речь прежде всего о медиках и учителях. По информации Росстата, главный риск лишиться работы наблюдается в обрабатывающих производствах и на государственной службе. 
 
Призывает готовиться к худшему основательница рекрутингового агентства «Антирабство» Алёна Владимирская. Сокращения будут масштабными, это связано с переменами во внутренних правилах компаний и автоматизацией. «Прежде всего, это, конечно, ритейл. Продавцов, стоящих на потоке в таких крупных магазинах, как «Ашан», «Метро», увольнять будут массово», - сказала Владимирская «Вечерней Москве». Автоматизация затронет и банки. «По той же причине сократятся кол-центры. Особенно тяжело это отразится на регионах, потому что многие крупные предприятия выносят кол-центры туда, чтобы экономить на зарплате сотрудников», - добавила она. Роботизация коснётся в недалёком будущем такси и грузоперевозок, считает эксперт. Гражданам надо готовиться к повышению квалификации, только это поможет сохранить место на непростом рынке труда, говорит Владимирская.
 
«Российский рынок труда устроен таким образом, что чтобы не происходило, у нас увольнений не бывает. В России просто нет такой привычки — в связи с кризисом реагировать освобождением рабочих мест», - сказала Nation News директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малеева. Паниковать рано: стагнацию легко прогнозировать, а шторма в экономике и на рынке труда пока не предвидится, считает эксперт.
 
Прогноз Head Hunter имеет положительную динамику, сказала порталу TRUD.RU главный редактор ГАРАНТ.РУ Вера Игнаткина. «Больше чем в два раза сократилось число компаний, планирующих сокращение персонала. Это не может не радовать, тем более что и в 2017 году был аналогичный прошлому году уровень», - отметила эксперт. С другой стороны, 150 работодателей не такая большая выборка. Важна география, отрасли, масштаб предприятий, указала специалист. 
 
Вера Игнаткина рассказала и о том, как правильно вести себя работнику в случае увольнения. Услышав малоприятную новость, многие работники предпочитают подписать пресловутую бумагу «по собственному желанию». Стоит ли так делать? «Все зависит от того, как именно работодатель предложил расстаться. Если по собственному желанию, что является нарушением прав, то в первую очередь работнику стоит напомнить работодателю о соответствующей процедуре расторжения трудового договора по инициативе работодателя. В большинстве случаев знание своих прав и уверенность в себе позволяют перейти на следующий этап переговоров, - сказала Игнаткина. - Другой способ – это соглашение, которое оформляется письменно в двух экземплярах. В нем нужно прописать не только решение, дату увольнения, но и условия – например, размер выходного пособия. Последнее не является обязательным условием в соответствии с Трудовым кодексом, но, с другой стороны, зачем тогда соглашаться на такой способ увольнения? Я рекомендую просить не менее пяти окладов». Третий законный способ увольнения (но при сокращении персонала): предупредить работника за два месяца. За этот период работы можно получить два оклада, затем – выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Кроме того, на период трудоустройства (но не свыше двух месяцев) за работником сохраняется средний месячный заработок с зачетом выходного пособия, это ещё примерно один оклад. «А в случае обращения в службу занятости в двухнедельный срок после увольнения и ненахождения там работы вам положен ещё один средний месячный заработок за третий месяц – примерно пятый оклад (ч. 1-2 ст. 178 ТК РФ)», - подчеркнула эксперт.