Пальто вошли в историю
В музее на площади Революции элитная буржуазная мода попала под прищур Ленина
В программу Года Россия — Италия помимо искусства, кино и театра вписана сама элегантность. Мегапроект «COATS! MaxMara, 60 лет итальянской моды» к юбилею одной из знаменитых фирм совершил кругосветку, которая финиширует в Москве, и эту выставку в Государственном историческом музее посетила корреспондент «Труда».
Здесь Италия предстала как законодательница моды. Персонажи выставки «COATS!» — портные, дизайнеры, фотографы и... дамские пальто. Английское название с восклицательным знаком напоминает о мировом турне: выставка стартовала в 2007 году в Берлине, с успехом прошла в Токио и Пекине. Завершить торжества решили в Москве в год, когда марке MaxMara исполняется 60. Вероятно, итальянцы уверены, что именно в столице России обретут особо тонких поклонниц своего главного изобретения, которое годами не устаревает и не теряет привлекательности. Мягкие, теплые, отлично скроенные пальто — визитная карточка фирмы. Найти их теперь можно и у нас, причем совсем недалеко от ГИМа. Однако эта марка не из дешевых — потратимся лучше на билет, а к выставке отнесемся как к торжеству дизайна родом с Апеннин. Впрочем, мы и здесь на острие моды: среди самых популярных выставок во всем мире — музейные шоу модных домов и коллекций дизайнеров прошлого. Правда, когда входишь в зал, полный манекенов в облачениях от MaxMara, на память приходит не столько недавний показ Дома Диор на Волхонке или Пуаре в Кремле, а терракотовая армия императора Китая.
Красно-белая вывеска на площади Революции издалека зазывает посетителей, но не каждый вспомнит, чем был раньше этот выставочный зал. А ведь место, избранное для тщательно продуманной презентации итальянской фирмы, знаковое. Выстроенное в псевдорусском стиле здание бывшей городской думы в советские годы занимал Музей Ленина (ныне его фонды переданы ГИМу). Об иронии Истории думаешь сразу у входа: над лестницей развешены полтора десятка пальто в изысканной светлой гамме — «актеры» в световой инсталляции. Многие видели здесь лет 20 назад гардероб вождя мирового пролетариата, тоже вполне добротный, но в черных тонах, а у входа — роскошный винтажный автомобиль, возивший Ленина и Крупскую. Кто-то напоет еще и песню Михаила Ножкина: «А в Музее Ленина два пальто простреленных…»
В зале — виртуальное дефиле: над стройными рядами разноцветных одежд — огромные мониторы, где шествие манекенщиц сменяют кадры хроники. Ради показа фирменных технологий вам предложат интерактив: прикоснитесь к детали пальто на манекене — и увидите на мониторе, как ее шьют. Из архивов извлекли эскизы за подписью модельеров-звезд: тут Карл Лагерфельд, Анн-Мари Беретта, Жан-Шарль де Кастельбажак, Дольче и Габбана… Нанни Страда — автор заново открытой коллекции футуристических макси-пальто 1971 года. Образцами производства шоу не ограничилось — в нем представлены разные сферы творчества, вплоть до работ современных художников. Гиды в путешествии по истории моды — супермодели: то Линда Евангелиста, а то и Карла Бруни, снятые культовыми фотографами — от Ричарда Аведона до Сары Мун и Питера Линдберга.
С барельефа — этот памятник истории нельзя снять со стены — на феерию изысканных фасонов и череду видео-роликов взирает Владимир Ильич. С точки зрения вождя пролетариата, выставка элитного бренда — сущий разгул буржуазности. Думали об этом кураторы или нет, но в чувстве юмора им не откажешь. Среди экспонатов мелькают фотографии пса, облаченного в самую известную модель пальто Icon; в таком же пальто поверх пачки танцует балерина Большого театра на фото Валерия Кацубы. Творения этуалей вроде Коко Шанель соседствуют с экспонатами из фондов ГИМа — например, пальто крестьянки с забавным хлястиком из вышитых арбузов. Исторические и национальные мотивы угадываешь в облачениях, напоминающих то пеньюар, то боярскую шубу, то картину абстракциониста. Специально для шоу в Москве разработали модель «Анна» — белое пальто с норковым воротником и отделкой из парчи. Название в честь героини Льва Толстого — реверанс в сторону России!