Третьяковская галерея открыла свою главную в этом году выставку Николая Ге (1831–1894). Надо сказать, что Ге не везло с выставками, поэтому в ГТГ справедливо не стали дожидаться круглой даты. Проект «Что есть истина?» приурочен к 180-летию со дня рождения мастера.
Казалось бы, всем знакомый классик: картина «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» — в школьных учебниках. Собственно, с нее и началась сложная, драматичная история отношений Ге и Национальной галереи. Поначалу все было безоблачно: этот холст Павел
Похоже, экспозиция неслучайно выстроена как система коридоров, где узкие проходы ведут к основным произведениям мастера. Смотреть их совсем не скучно — напротив, возникает интрига. От портретов Толстого и его семьи мы движемся к другим классикам, написанным довольно сухо и вымученно, далее видим холст с Екатериной II у гроба Елизаветы, «Петра и Алексея»: И от Ге, историка и летописца, поворачиваем в сторону совсем другого Ге — автора «Страстного цикла». На полпути великолепная «Тайная вечеря» из Русского музея словно ставит точку в раннем творчестве художника. Кстати, поначалу он изучал математику в Киевском университете, но потом внезапно обратился к живописи. Созданные им в Академии художеств полотна эффектны, как, например, «Саул у Аэндорской волшебницы». Выдают недюжинное дарование и пейзажи Италии, и ранние портреты, но это лишь первый из трех или четырех разных авторов, на которых «распадается» Ге.
С евангельской темой связан важнейший и, как теперь ясно, самый ценный пласт творчества
На самую масштабную ретроспективу собрали воедино более 200 работ Ге из 15 музеев России, Украины, Белоруссии и даже Франции — именно туда в 1900 году сын художника увез запретные «Распятия». Обладающие огромной экспрессией и эмоциональной силой, эти холсты — из лучших работ позднего Ге. Но один из них исчез бесследно, другой теперь в экспозиции Музея Орсе: на московской выставке он на почетном месте.