Билли Новик: «Когда-нибудь напишу бомж-оперу»

Отмечая свое 10-летие, питерская группа Billy’s Band сыграет 21 октября в московском клубе Milk. Накануне концерта лидер группы ответил на вопросы «Труда»

— Как будет построена юбилейная программа?

— Концерт будет разбит на блоки, которые представят бенд в разные периоды, от уличного до театрального. Мы также решили пригласить коллег-музыкантов, с которыми работали в разные годы. Это прекрасный джазовый пианист Николай Сизов и барабанщик Андрей Иванов, входящие теперь в Billy’s Band Jazz Sextet. Кроме того, наши старые добрые друзья — Влади и Шым из группы «Каста». Ну и, конечно, Jukerebox Trio, невероятно талантливые ребята. Планируем рекордный для клубов по продолжительности концерт — около 2,5 часа.

— В СМИ много пишут о Билли Новике, меньше — о музыкантах вашего бенда. Состав ведь за 10 лет не менялся?

— Да, мы по-прежнему вместе. Андрей Рыжик — один из основателей, но при этом самый молодой участник группы. Прекрасный перфомер с повышенной прыгучестью. Антон Матезиус в первые годы существования бенда порвал около 25 баянов, никак не мог совладать с драйвом Billy’s Band. Прекрасный литератор и соавтор многих наших песен. Это он сочинил забойный проигрыш в «Оторвемся по-питерски» и прекрасную мелодию «Парижские сезоны». Миша Жидких присоединился к основному составу только в 2005-м. Единственный настоящий музыкант среди нас. В настоящее время помимо саксофона и фортепиано занимается аранжировкой наших песен. Тонкий человек. Отношения между всеми нами скорее семейные, хотя и дружеские, пожалуй, тоже.

— Билли, если не трудно, объясните, пожалуйста, широкому читателю, что такое романтический алкоджаз как родоначальник этого стиля?

— Это брутало-романтический способ изложения жизненного материала в джазовом ключе: русскоязычный песенный свинг, городские приключения в темноте и истории разной степени безумия.

— Десять лет назад вас окрестили питерским Томом Уэйтсом. Скажите, сегодня такое определение не устарело? Знакомы ли вы с Томом Уэйтсом, бывали ли на его концертах, следите ли за его творчеством?

— С Томом Уэйтсом лично не знаком. Видимо, пока судьбе это не угодно, причем ни его, ни моей. Тем не менее всегда приятно, когда тебя сравнивают с твоим учителем, это высшая форма похвалы. Гордыни и претензий на оригинальность у меня нет, лишь отдаю дань великим людям и всячески выражаю благодарность и респект им.

— В новом клипе «ПитерПитерПитер» вы снялись без контрабаса и без шляпы, а про Питер поете без всякой романтики, в стилистике грубовато-забойного рока. И видеоряд соответствующий, и текст: «Сыро и небрито, крейсер и корыто…» Нет ли в этом ерничества по отношению к любимому городу?

— Родину, как и родителей, не выбирают. Да и от кумиров юности тоже не откреститься. Игры в Курта Кобейна — продолжение игр в Тома Уэйтса. И не стоит думать, что это взаимоисключающие понятия. Это весело, хотя массы, я чувствую, поднапряглись. По-моему, не стоит настолько серьезно воспринимать все то, что делаем мы: энтертейнмент, не более того. Текст песни, кстати, считаю одним из своих лучших. На мой взгляд, простой, емкий, художественный и вполне романтический. Да, может быть, немного с петербургской горчинкой.

— Когда выйдет ваш новый альбом? И что в нем будет этакого, нового?

— Сейчас выйдут «Чужие-2» — шикарный альбом переработок песен других авторов. Если учитывать, что кавер-версию стоит делать только тогда, когда есть надежда покрыть оригинал, то думаю, что процентов на 80 альбом удался точно.

— Вы с триумфом гастролируете по городам и весям необъятной России, Прибалтики… Скажите, а случались у вас неудачные, провальные концерты и чем они были вызваны — вами, публикой, внешними обстоятельствами?

— Провалов не припомню. Бывают проблемы, но публика к нам пока благосклонна. Многие даже ничего не замечают. Может это и называется кредитом доверия?

— Вы выдвинуты в номинации «Лучший дебют» на театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит» за роль Шута в тюзовском «Короле Лире». Не слишком ли редко идет спектакль — раз в месяц? Будете ли продолжать театральные опыты?

— Думаю, что это очередной подарок судьбы. Встреча и работа с такими авторитетами — новая ступень развития не только для меня, но и для всего бенда, прекрасная школа для любого сценического искусства, музыкального или какого там еще. «Король Лир» — сложное драматическое произведение, и, конечно, многим мы пока недовольны, в том числе и самими собой. Но надеемся, что учеба продолжается и мы постепенно приблизимся к желаемому результату. Конечно, хотелось бы играть спектакль почаще.

— Зовут ли вас сниматься в кино, учитывая столь яркую вашу фактуру? Вот Шнур снялся уже в десятках фильмов самых разных жанров… Пишете ли вы музыку для кино и театра или на это у востребованного гастролера не хватает времени?

— У нас был опыт в кино, хотя, может, и недостаточный. Думаю, было бы интересно сыграть главную роль в какой-нибудь драме. Вот саундтреки — другое дело. Кстати, песни, записанные для фильмов последнего времени, также войдут в альбом «Чужие-2».

— Считаете ли, что ваша группа достигла пика своей популярности?

— Пик будет понятен только после падения. Пока все относительно. Надеюсь, что мы находимся все еще на фазе подъема. Ну, по крайней мере, такое ощущение.

— Приглашали ли вас озвучивать российские и западные мультфильмы?

— Да, из работ последнего времени — диснеевский мультфильм «Принцесса и лягушка», где я озвучил текст и песни джазового Крокодила Луи.

— Расскажите о вашем контрабасе. Сколько стоит инструмент?

— Контрабас-то, что придает уверенности на сцене. Всем советую. У меня есть несколько контрабасов, на случай поломки — инструмент действительно очень хрупкий. До сих пор снятся кошмары, будто контрабас сломан, а через час концерт. Не представляю, сколько он может стоить, все-таки это очень личное, знаете ли.

— Вас редко зовут на ТВ. И многих удивило ваше появление в программе «Какие наши годы» с песней «Синий иней» — немного не в вашем стиле.

— Мне показалось, что как раз это был кристально-рафинированный стиль Billy’s Band, отличная возможность на примере всем известной песни показать именно свой вкус и стиль изложения. Чего я точно делать не буду, так это готовить утром завтрак на ТВ.

— Кстати, о стиле. Вы зависли между роком, блюзом, джазом. На данном этапе куда вас клонит больше?

— Думаю, что мне все равно, в каком жанре излагать музыкальную мысль. Это как религии: их много разных, а Бог один.

— Билли, вы заботитесь о своей внешности? Ходите в фитнес-клуб, бассейн, в салон красоты, к косметологу? Или для настоящего мужика все это чудовищно?

— Не думаю, что это чудовищно, хотя мне это просто неприятно, это отдает гламуром. Скорее выберу индивидуальную физкультуру, если что, Гантели, турник, например. Это бесплатно.

— Смогли бы вы принять участие в проекте «Призрак оперы», что идет нынче на Первом канале?

— Конечно, мог бы, это было бы интересно. Я люблю оперу. Когда-нибудь напишу настоящую свою бомж-оперу. Да, о голосе приходится заботиться. Стал распеваться. Учусь не надрываться, и главное — не перекрикивать дискотеку, которая часто начинается после нашего концерта.

— Билли, не пишете ли вы прозу, мемуары?

— Сейчас, как и последние 10 лет, я увлечен музыкой. У нас прекрасно пишет Антон. Не исключено, что когда-нибудь мы выпустим его мемуары о BB.