Управляющие компании существуют на российском рынке более пяти лет. Несмотря на такой, казалось бы, уже внушительный срок, число конфликтов между жильцами и УК за последний год увеличилось на 15%: доверия между двумя противоборствующими сторонами нет до сих пор.
Рост количества конфликтов на 15% за 2011 год — данные только по новостройкам. Причем в данном случае считаются только судебные разбирательства — а сколько еще конфликтов остаются на уровне разговоров, можно только догадываться. Агентство недвижимости Penny Lane Realty вместе со статистикой составило список наиболее частых претензий собственников квартир к управляющим компаниям.
«Российский рынок управления жилой недвижимостью находится в стадии активного формирования, — отмечает директор департамента продаж элитной недвижимости агентства Александр Зиминский. — В Европе жильцы многоквартирных домов доверяют УК даже сдачу в аренду собственных квартир. Российским же УК потребуется минимум 5–10 лет на завоевание доверия потребителей».
«Уже несколько лет длятся судебные тяжбы между жильцами многоквартирного дома в районе Арбата и управляющей компанией. Тарифы на
В итоге отдельным жильцам приходится подавать иски, что обычно не заканчивается успехом.
Пробелы в договоре между жильцами и УК — еще один камень преткновения. И любая проблема, касающаяся ремонтных работ, которую хочет решить жилец, заканчивается в таких случаях скандалом.
«Например, УК не отвечает за ремонт текущей крыши здания, а покраска подъезда обойдется в несколько миллионов рублей», — приводят примеры специалисты агентства.
И эта проблема решается только превентивно — в договоре должны быть изначально прописаны перечень и стоимость услуг, а также оставлена возможность расширения списка по требованиям жильцов.
Но виновны бывают не только представители УК, но и сами жильцы. Так, проблемы часто возникают со злостными неплательщиками: жилец не оплачивает коммунальные услуги, а ответственность лежит в итоге на управляющей компании.
Известны такие случаи, когда УК приходилось даже устраивать на работу неплатежеспособных собственников и в обязательном порядке вычитать из их заработка долги по квартплате.
«Немало прецедентов связано с борьбой за выгодный объект между УК и ТСЖ. И пока ситуация не решится в пользу одного из них, жильцы получают двойные счета на оплату услуг и не могут добиться проведения плановых работ», — отмечают в Penny Lane Realty.
Непрозрачность действий также не идет на пользу деятельности управляющих компаний. Зачастую жильцы не понимают, за что они платят: что такое «содержание жилья и текущий ремонт», не ясно никому.
«В нашем подъезде меняют лампочки и моют полы, конечно. Но, когда я сделала капитальный ремонт в своей квартире на последнем этаже, а весной у меня протекла крыша, и все это на навесной потолок, мне насчитали