УК продолжают и проигрывают

Жильцы недовольны управляющими компаниями из-за тарифов и непрозрачности

Управляющие компании существуют на российском рынке более пяти лет. Несмотря на такой, казалось бы, уже внушительный срок, число конфликтов между жильцами и УК за последний год увеличилось на 15%: доверия между двумя противоборствующими сторонами нет до сих пор.

Рост количества конфликтов на 15% за 2011 год — данные только по новостройкам. Причем в данном случае считаются только судебные разбирательства — а сколько еще конфликтов остаются на уровне разговоров, можно только догадываться. Агентство недвижимости Penny Lane Realty вместе со статистикой составило список наиболее частых претензий собственников квартир к управляющим компаниям.

«Российский рынок управления жилой недвижимостью находится в стадии активного формирования, — отмечает директор департамента продаж элитной недвижимости агентства Александр Зиминский. — В Европе жильцы многоквартирных домов доверяют УК даже сдачу в аренду собственных квартир. Российским же УК потребуется минимум 5–10 лет на завоевание доверия потребителей».

Завышенные тарифы

«Уже несколько лет длятся судебные тяжбы между жильцами многоквартирного дома в районе Арбата и управляющей компанией. Тарифы на техобслуживание одного квадратного метра, установленные УК, превышают городские в четыре раза», — сообщает Penny Lane Realty. Подобная история повторяется во всех городах России, и не единожды. Причем, согласно Жилищному кодексу, чтобы сменить УК, собственники должны провести общее собрание с кворумом. Но таких случаев, когда жильцов многоквартирных домов удается застать дома в один день, да еще и затащить на собрание, крайне мало.

В итоге отдельным жильцам приходится подавать иски, что обычно не заканчивается успехом.

Договор есть, а толку мало

Пробелы в договоре между жильцами и УК — еще один камень преткновения. И любая проблема, касающаяся ремонтных работ, которую хочет решить жилец, заканчивается в таких случаях скандалом.

«Например, УК не отвечает за ремонт текущей крыши здания, а покраска подъезда обойдется в несколько миллионов рублей», — приводят примеры специалисты агентства.

И эта проблема решается только превентивно — в договоре должны быть изначально прописаны перечень и стоимость услуг, а также оставлена возможность расширения списка по требованиям жильцов.

УК виновата, а жильцы — нет?

Но виновны бывают не только представители УК, но и сами жильцы. Так, проблемы часто возникают со злостными неплательщиками: жилец не оплачивает коммунальные услуги, а ответственность лежит в итоге на управляющей компании.

Известны такие случаи, когда УК приходилось даже устраивать на работу неплатежеспособных собственников и в обязательном порядке вычитать из их заработка долги по квартплате.

Кому дом, а кому золотая жила

«Немало прецедентов связано с борьбой за выгодный объект между УК и ТСЖ. И пока ситуация не решится в пользу одного из них, жильцы получают двойные счета на оплату услуг и не могут добиться проведения плановых работ», — отмечают в Penny Lane Realty.

Платим, а за что — непонятно

Непрозрачность действий также не идет на пользу деятельности управляющих компаний. Зачастую жильцы не понимают, за что они платят: что такое «содержание жилья и текущий ремонт», не ясно никому.

«В нашем подъезде меняют лампочки и моют полы, конечно. Но, когда я сделала капитальный ремонт в своей квартире на последнем этаже, а весной у меня протекла крыша, и все это на навесной потолок, мне насчитали какие-то смешные копейки на восстановительные работы, — делится с „Трудом“ москвичка Мария. — А ведь я плачу приличные деньги по квитанциям. Лучше бы они на них крышу починили, лампочку я и сама вкрутить могу».