КВАДРАТНЫЙ КОРЕНЬ ИЗ СТЕНДАЛЯ

В Молодежном театре состоялась премьера спектакля "Красное и черное" по мотивам нестареющего романа Стендаля в постановке Юрия Еремина.

Советские подростки втихомолку от родителей зачитывались этим романом, таившим непонятную страсть и пряный аромат близости. Девочки бредили Жюльеном Сорелем, блистательным соблазнителем женщин, а мальчишки завидовали ему. Постановщик спектакля "Красное и черное" Юрий Еремин относится к этой книге как к открытию - вступлению во взрослую жизнь, хотя он и адресован новым подросткам, живущим в эпоху интернета, которым уже не нужно прятать под подушкой толстые фолианты.
Во-первых, запах достоинства стоит того, чтобы ради него попотеть. Во-вторых, если хочешь достигнуть положения в обществе, то научись пропускать мимо ушей любые обиды и усмирять свое честолюбие. В-третьих, и это главное, никогда не становись жертвой собственных страстей: позволишь им взять верх - конец твоей карьере. Но! И вот тут начинается самое трудное. Об этом фактически написан роман и поставлен спектакль: человек не в силах управлять собой, когда влюблен. Это как болезнь, как наваждение: все мысли только о ней или о нем, и сердце не подчиняется здравому рассудку.
Именно в первом акте спектакля Еремин сосредотачивает внимание на зарождении сильных чувств между приглашенным в дом учителем Жюльеном Сорелем и мадам Реналь, женой мэра и матерью двух сыновей. Никакой "обнаженки" и в помине нет, но зато как сверкают глаза трепетной Нелли Уваровой, как прекрасен излом ее длинных рук, обвивающих, словно плющом, широкие плечи Жюльена в исполнении Дениса Баландина!
Это похоже на чудесную живую картину, которая разворачивается на фоне другой как бы незавершенным полотном Малевича "Красным квадратом". Ради этого режиссер придумывает персонажа по имени Мале (артист Антон Шагин) и вводит его в спектакль как ведущего и художника. На протяжении всего действия он рисует: в первом акте - "Красный квадрат", а во втором - "Черный квадрат", когда Сорель, переполненный наполеоновскими планами, попадая в Париж, пытается завоевать его, но вновь попадает в любовный капкан, и черная месть настигает его. Выход - смерть.
Название романа превращается у Еремина в метафору, зримый символ, символ любви и смерти, сопутствующий человеку в течение всей его жизни. Не зря ведущий в финале спектакля говорит: "Любовь - это восхитительный цветок, но требуется отвага, чтобы подойти к краю пропасти и сорвать его".