В школу может попасть человек с сертификатом теоретической подготовки летчика (его можно получить в любом авиационном училище России). За 10 месяцев ученик получит практические навыки пилотирования и станет полноценным пилотом. Обучение будет недешевое - 60 тысяч евро за весь курс. "Аэрофлот" обещает платить за будущих пилотов, если те заключат договор, что отработают в компании 5 лет.
Российское законодательство оставляет лазейки для желающих увильнуть от отработки. Согласно трудовому кодексу работник обязан возместить работодателю затраты на свое обучение в случае увольнения без уважительных причин. "Это означает, что в случае увольнения по уважительной причине работник не должен возвращать деньги", - объясняет директор Центра социально-трудовых прав Елена Герасимова.
В качестве уважительной причины в юридической практике рассматривается, в частности, нарушение трудового законодательства, например если пилота вынуждают летать больше нормы. На этой неделе, 14 октября, Московская межрегиональная транспортная прокуратура сообщила о нарушении требований, касающихся режима рабочего времени и отдыха членов экипажей самолетов "Аэрофлота". Следователи обнаружили, что компания нарушает установленную законом продолжительность полетного времени (76 летных часов в месяц для пилотов Ту-154). Таким образом, любой студент может за счет "Аэрофлота" получить полноценное образование пилота и не остаться должным своему кредитору.
НЕХВАТКА ПОДЖИМАЕТ
Подобных школ в России пока не открывалось. Существующие центры подготовки пилотов ведущих российских авиаперевозчиков, например "Трансаэро" или S7, отправляют летчиков учиться пилотировать самолеты Boeing и Airbus за рубеж. За год в подобных центрах обучается около сотни экипажей по два человека. Стоимость обучения одного экипажа в S7 обходится компании в 45 тысяч долларов.
"Аэрофлот" будет первым готовить пилотов в России на базе аэродрома Борки в Тверской области. Для этого в центре уже установлен единственный в России тренажер, имитирующий полет на Airbus 20-й серии (A319, A320, A321), а в ближайшее время собираются поставить тренажер Boeing. Такие тренажеры стоят на порядок дороже учебных самолетов, которые используются в существующих учебных центрах, - 10 миллионов долларов против 200-700 тысяч долларов соответственно.
Нехватка кадров в компании как никогда остра - к концу будущего года "Аэрофлоту" потребуется 290 пилотов. Первые 60 человек начнут обучаться в школе с начала 2009 года, а к концу 2010 года в компании планируют подготовить еще 250 пилотов.
Компания могла бы переучивать старых пилотов, но это не так-то просто, учитывая, что средний возраст российского летчика - около 50 лет, а всего нужно переучиться примерно 2000 пилотам. Переучивание одного стоит, по данным профсоюза летного состава России, в среднем 72 тысячи долларов, то есть не намного дешевле обучения в новой школе. "Аэрофлот" также подгоняет рост цен на керосин - только за последний год они выросли почти в два раза. Полеты советских самолетов - Ту-154, Ту-134, Ил-86 - все менее рентабельны. Это на себе успели прочувствовать две кризисные компании - AirUnion и "Дальавиа", чьи пассажиры несколько дней не могли покинуть аэропорты. Сложившаяся ситуация заставляет российские авиакомпании переходить на более экономичные Airbus и Boeing. Например, расход топлива у Airbus-320 в два раза меньше, чем у Ту-154. Но управлять ими некому, а существующие учебные заведения в России несовершенны.
ХРОМАЯ ПОДГОТОВКА
Сейчас авиационные вузы и училища в России готовят несколько сотен выпускников в год, но реально пилотами коммерческих авиалиний ежегодно становятся всего 80 человек. В существующих вузах (например, в Ульяновском авиационном училище) не хватает ни учебных самолетов, ни летных тренажеров, соответствующих требованиям международной подготовки пилотов. Инвестировать же в училища компании опасаются из-за несовершенства российского законодательства.
Создавать собственные вузы авиаперевозчики не могут. "В появлении новых учебных заведений не заинтересованы ни существующие учебные заведения гражданской авиации, ни государство", - объясняет Олег Васильев, директор авиационного учебного центра авиакомпании S7. Авиакомпаниям необходимо активное лоббирование, чтобы тренажеры прошли сертификацию, чтобы новые стандарты образования были одобрены чиновниками, а выпускников не забирали в армию во время обучения. Даже "Аэрофлоту" не удалось создать учебный центр полного цикла - начальной теоретической подготовкой все же будут заниматься вузы.
Конечно, студенты школы не станут сразу кадровой элитой. "Норматив в 150 часов налета, формально позволяющий летчику садиться в кресло второго пилота, - это просто необходимый минимум", - объясняет Мирослав Бойчук, глава профсоюза летного состава России. В США из 700 000 пилотов только 60-120 тысяч "водят" пассажирские лайнеры. Остальные работают в авиации общего назначения, например управляют самолетами, с которых производятся парашютные прыжки. На пассажирские авиалинии попадают только самые квалифицированные и опытные.
Аэрофлот
КЛЮЧЕВЫЕ ЦИФРЫ КОМПАНИИ
14,5
тысячи - численность работников
2
тысячи летных специалистов
30
тысяч рублей в месяц - зарплата бортпроводника
60
тысяч рублей в месяц - зарплата пилота Ту-154
100
тысяч рублей в месяц - зарплата пилота Airbus-320
Источник: "Аэрофлот"