Это строчки не из дневника наркомана, а из книги "Клубная культура" англичанина Фила Джексона, которая свободно лежала на прилавках наших книжных магазинов. Автор живописует, с помощью какого наркотика можно оторваться от серой действительности. По сему поводу екатеринбургское управление Федеральной службы по наркоконтролю подало судебный иск против частного издательства "У-Фактория", напечатавшего "Клубную культуру". Наркополицейские заказали лингвистическую экспертизу, которая вынесла вердикт: "Эти книги формируют высокий интерес и положительное отношении к употреблению... наркотиков". Недавно Кировский районный суд Екатеринбурга постановил уничтожить остатки тиража этих книг в количестве около 2000 экземпляров. Издатели не согласились и заказали встречную экспертизу. Областной суд вернул дело на повторное рассмотрение. Ну просто ученый спор...
Федеральная служба по наркоконтролю все чаще проводит лингвистические экспертизы художественной и научной литературы, телепередач, текстов газетных и журнальных статей. Состоялись процессы в Ульяновской области, Самаре, Красноярском и Пермском краях. Нескольких книгоиздателей за рекламу конопли оштрафовали на 40 тысяч рублей. Но что эти деньги на фоне разрастающегося бизнеса на наркотиках? Изощренная реклама кайфа - часть этого бизнеса.
Русская литература, надо сказать, никогда не чуралась запретных тем. И наркотики в той или иной степени тоже присутствуют на ее страницах. Но вряд ли у кого поднимется рука упрекнуть, например, Льва Толстого за то, что Анна Каренина в своих душевных терзаниях только "морфином по ночам... могла заглушить страшные мысли...". Или Александра Куприна за его Боброва из "Молоха", который в наркотическом бреду, впадая в "состояние внутреннего раздвоения", напрочь забывал, "как он попал сюда и что ему надо делать,.. и морщился от боли, стараясь вспомнить". Все это фигуры глубоко несчастные и трагические, состояние которых довольно точно описал Михаил Булгаков в "Записках юного врача": "Блаженство продолжается только одну, две минуты.., наступает боль, ужас, тьма".
Важно ведь не то, о чем писать, а как и во имя чего. Уже известны случаи, когда наркомафия заказывала авторам совершенно конкретные художественные произведения. В них красочно описан процесс поиска и приготовления наркотиков, кайф от их употребления. Читаем у Баяна Ширянова в "Низшем пилотаже": "...Все было готово, и Навотно... приступил к ритуалу. Надев выборку на пятишку, он проколол резиновую пробку на обмотанном фуфыре и набрал в баян два квадрата. Слив все это в щелочильный фуфырь, Навотно сыпанул туда децил соды и стал наблюдать, как пузырится винт, доходя до готовности... Ширнувшись, он повалился навзничь". Как известно уже, увы, большинству носителей великого и могучего, "баян" - это шприц, а Ширянов - от слова "ширяться".
Еду в автомобиле, слушаю канал "Русские песни". Новый хит с рефреном "лечебная марихуана". Ударная строка: "Улетим с тобою до рассвета". Рядом на молодежном канале крутится песня наших мам "Какой же праздник без баяна". Но комментарий ведущих ясно дает понять: речь отнюдь не о музыкальном инструменте. Перевел взгляд на рекламный щит, который предлагает избавиться от последствий употребления наркотиков всего за 6 часов. Здорово! Если за полдня чудо-лекари могут снять постнаркотический синдром, почему бы и не попробовать - не нюхнуть, не закинуться, не уколоться?
Интернет - вообще кладезь для начинающих наркоманов. Эксперты Федеральной службы по наркоконтролю насчитали более 700 сайтов, которые так или иначе рекламировали наркотики. Набираю в Яндексе ключевое слово. И почти сразу натыкаюсь на красочный рассказ о наркотических коктейлях, модных нынче в Северной Калифорнии. И советы на все случаи. "Не покупай наркотик, в котором не уверен", "Наркотик - лучший подарок", "Мой конь - марихуана!"
Набираю слово "марихуана". Первая же вэб-страница предлагает весьма завлекательный рассказ о баньке и дискотеке под кайфом. Следующая пытается всучить через интернет-магазин "модную припарочку" - "приспособу для курения плана, которая обеспечивает максимальное охлаждение дыма". Еще раз кликнул мышкой и получил вкрадчивое предупреждение "Не пробуй, а то понравится!"
Нет никаких сомнений: выпуск такого рода печатно-электронной продукции - тщательно продуманная, спланированная и хорошо оплачиваемая пиар-кампания, заказанная крупными наркодельцами. Появился даже термин: наркомаркетинг. И, судя по всему, эти "маркетологи" в России ничем не рискуют...
КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ
Сергей СЕЛИВЕРСТОВ, сотрудник Национального научного центра наркологии:
- То, что наркодилеры, не особенно таясь, назойливо навязывают наркотики всеми доступными им способами, - очевидно. Наркозависимость, как и алкоголизм, начинается с первых положительных мыслей о дурмане и спиртном. Особенно в юношеском возрасте. Это многое объясняет в захлестнувшей страну эпидемии наркомании. Преступник на улице продает наркотик десяткам людей, "дилер" в издательстве - тысячам. Бабель однажды сказал: "Никакое железо не войдет в сердце так леденяще, как слово, сказанное вовремя". Или не вовремя.