С тех пор за мостом закрепилось название "Романовский", и пять арочных пролетов над Волгой надолго стали визитной карточкой города. Самим ярославцам ажурная конструкция, впрочем, так примелькалась, что ею восторгались по преимуществу туристы. А между тем металл "устал", и в 2003 году старые пролеты принялись постепенно менять на новые. Вот тут жители и начали вновь приглядываться к "дедушке". Так обнаружилось, что поблизости от металлических цифр "1910-1913", символизирующих начало и завершение строительства моста, находится множество вмятин и даже сквозных отверстий.
Ярославский исследователь Владимир Финогенов выдвинул версию, что это следы боев 1918 года, когда красноармейцы подавляли в Ярославле белогвардейское восстание. Но с этой гипотезой не согласился кандидат исторических наук ярославец Андрей Васильченко.
- В 1918 году из автоматического оружия у красных и белых имелись только пулеметы конструкции американца Хайрема Максима, - говорит он. - Но прошить насквозь металлические арки моста, толщина которых доходит до сантиметра, из них невозможно.
Сам Васильченко склонен считать, что пробоины появились позднее, в Великую Отечественную, и сделаны из тяжелого авиационного пулемета. Фашистские самолеты появлялись над Ярославской областью 55 раз, и особенно ожесточенно пытались бомбить как раз мост через Волгу. Но въезд и выезд с него надежно охраняли наши зенитные установки.
Известно, что после одного из таких налетов Иосиф Сталин лично звонил командующему Рыбинско-Ярославским районом ПВО и интересовался, цел ли мост через Волгу. Ему доложили, что цел.
Как бы то ни было, дискуссии энтузиастов привели к тому, что про железный раритет вспомнил уже областной историко-архитектурный музей-заповедник, выступивший с инициативой сохранить пролет старинного моста. На днях в мэрии Ярославля решено сохранить пролет моста длиной 146 метров. Он должен будет стать своеобразной смотровой площадкой для посетителей ресторана, возводимого на набережной Волги.