За последние полгода в закон о противодействии финансированию терроризма уже внесено немало поправок. В частности, Федеральная служба по финансовому мониторингу (финансовая разведка) предложила вернуть контроль за крупными покупками, прежде всего сделками с недвижимостью, на сумму свыше 3 млн. рублей. Государство также хотело бы контролировать беспроцентные кредиты на сумму свыше 600 тысяч рублей, покупку гражданином ценных бумаг за наличные и сделки с валютой на ту же сумму.
Информацию обо всех этих сделках предполагается получать не только от банков, как сейчас, но также от страховых, трастовых, лизинговых компаний, адвокатов, риэлторов, продавцов драгоценных камней и драгметаллов, юристов, нотариусов, бухгалтеров и сотрудников казино. Всех этих людей обяжут информировать финразведку "при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции... могут быть осуществлены в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма".
Новый законопроект также преследует цель "повышение эффективности системы противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма" (формулировка принадлежит одному из авторов, зампреду Комитета Госдумы по безопасности Михаилу Гришанкову). Смысл - не дать денег в руки возможным спонсорам террористов. Даже если они вполне легально находятся на личных счетах этих людей в российских банках.
Если владелец банковского счета захочет сразу получить в банке какую-нибудь "мелочь" (до 19 тысяч долларов), то он сможет это сделать беспрепятственно. Но если потребует выдать 20 тысяч долларов или более - стоп! Деньги немедленно "замораживаются", и в финразведку из банка летит информация: возможно, гражданин желает профинансировать террористический акт. Разведка, получив сигнал, обязана двое суток искать связи клиента с террористическими бандами. Если не найдет - банку разрешат отдать деньги законному владельцу. Найдет - ну, тут сами понимаете...
Правда, есть третий вариант: финразведчики засомневаются. Тогда им дадут на поиски еще пять суток, в течение которых владелец банковского счета останется без денег и под подозрением. А ведь Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ) и без того перегружена аналогичной работой, возложенной на нее действующими законами. Как заявляет глава службы Виктор Зубков, к ним ежедневно для проверки поступает около 10 тысяч сообщений о подозрительных сделках, и это близко к предельным нагрузкам. В случае принятия еще одной процедуры проверки финансовые разведчики могут просто захлебнуться в потоке донесений.
Не в восторге от депутатской инициативы и в правительстве. Эксперты утверждают, что эффективность предлагаемых мер близка к нулю.
Даже зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев, который совсем недавно ради общей безопасности призывал "смириться с тем, что жизнь каждого человека находится под контролем", на сей раз выступил против. Видимо, переубедили банкиры, резонно опасающиеся нового оттока вкладчиков из банков и ухода большинства наличных средств в тень.