Крым вдохновлял многих литераторов. Разумеется, сразу вспоминается "Бахчисарайский фонтан". Но,
Крым вдохновлял многих литераторов. Разумеется, сразу вспоминается "Бахчисарайский фонтан". Но, кроме Пушкина, про Крым писали и Гоголь, и Лев Толстой, и Тютчев, и Бунин, и Волошин...
Литературовед и критик Александр Люсый в своем исследовании "Крымский текст в русской литературе" философски осмысляет написанное о Крыме в стихах и прозе. Например, он показывает, как менялось пушкинское восприятие природы и культуры полуострова. Сначала это любопытство туриста, осматривающего красоты "брегов Тавриды", а в "Путешествии в Арзрум" - уже взгляд философа и историка. А вот Максимилиан Волошин считал, что среди всех русских поэтов и художников XIX века, посещавших Крым, "бывали, несомненно, очень талантливые, но совершенно не связанные ни с землею, ни с прошлым Крымом, а потому слепые и глухие к той трагической земле, по которой они ступали". Сам Волошин избрал местом жительства Коктебель, чтобы "стать голосом этой земли". И Крым стал для него не глянцевой открыткой, а болью и судьбой. С 1917 года Волошин почти не покидал Коктебель, "составляя, подобно пушкинскому Пимену, стихотворный апокалипсис гражданской войны"...
Конечно, книга Люсого предназначена в первую очередь филологам и историкам. Но, думается, история, мифология и литература бывшей "всесоюзной здравницы" будут интересны всем, кто хотя бы раз побывал там, а их немало. Кстати, если бы не литература, полуостров не досчитался бы одной из главных своих достопримечательностей: "Если бы Ханский дворец в Бахчисарае не воспел Пушкин, который "наше все", то в годы борьбы с "татарщиной" в Крыму в прямом смысле исчезли бы и дворец, и само название "Бахчисарай".