360-й километр. Темно и дождливо. В лагере еще не играли подъем. У костра сидит военный в бушлате, вокруг палатки полощутся флаги. В глаза бросается новый плакат: "Народ и армия - едины!" Когда колонна выходила из Смоленска, его не было. Заметив, что я навожу объектив на плакат, Арам Хачатрян, профсоюзный вдохновитель марша протеста бесквартирных офицеров, объясняет:
- За время движения мы еще раз увидели, как простые люди переживают за армию, как любят военных.
Отношение населения к демонстрантам трудно выразить словами. Почти в каждом селе офицерам предлагали ночлег, еду. В Бородине их познакомили с мемориалом, музеем, показали панораму Бородинского сражения. А потом пожилая женщина Наталья Юрьевна Олейник настояла, чтобы уставшие в дороге протестанты попарились в ее баньке.
- Отказаться от такого предложения мы не смогли, - говорит Арам, - тем более что у бабушки Наташи три сына работают в правоохранительных органах и тоже бедствуют с квартирами.
- А какое у вас впечатление от встречи с Валентином, братом первого космонавта Юрия Гагарина?
- Если честно, то для такого человека власти могли бы сделать больше. Бедно живет брат первого космонавта...
- Как чувствуют себя участники марша?
- Хорошо. Все 27 человек здоровы. Люди бывалые, к жестким условиям привыкли. Особенно хотел бы отметить наших женщин. Клавдия Тимофеевна Бабурина, капитан милиции запаса из Владивостока, никому не разрешала нести знамя. Так с ним и вошла в Голицыно, жители которого устроили нам самый радушный прием. Они вышли на улицы и приветствовали колонну аплодисментами и возгласами поддержки. Перед Голицыном к нам присоединились два гвардии майора - Виктор Бураков и Андрей Герасимов.
- Говорят, будто ваш поход - "фикция". На автобусах вас возят...
- Думаю, это одна из уток, выпущенных чиновниками, чтобы дискредитировать марш протеста. Как только мы пересекли границу Московской области, в небе появился вертолет Министерства обороны...
Давление военных чиновников в полную силу ощутил на себе участник марша протеста майор Владимир Бочаров. Его квартирная проблема уже несколько лет решается в судах, но ясности в деле так и нет, как и жилья. Вот что он рассказал:
- На привале ко мне подошел подполковник из Вяземского райвоенкомата. Говорит, что сейчас соединит меня с заместителем командующего Московским военным округом по воспитательной работе генерал-майором Веселовым. Я взял телефон. Генерал заверил, что мое дело будет пересмотрено, что со мной поступили не по закону и справедливость восторжествует. Надо же... Столько лет не могли разобраться, а тут в течение нескольких минут ставится точка. Правда, генерал попросил оставить колонну и приехать к нему. Я не согласился, генерал бросил трубку...
- Военные, с которыми мы встречались в пути, объяснили, что им велено даже не приближаться к колонне, - говорит Арам Хачатрян, -Тимура Кошелева, брат которого идет с нами, уже вызывали на ковер московские военные чиновники и пригрозили отправить в самый отдаленный район страны. Но Тимур с нами - ни шага...
- А как среагировало начальство на критику, которая прозвучала в нашей газете 10 октября? В репортаже мы тогда назвали имя генерала армии в отставке Михаила Моисеева и написали, что он перестал поддерживать вас, хотя раньше был полностью на вашей стороне.
- Бывший начальник Генштаба генерал Моисеев прислал новый циркуляр в офис регионального профсоюза военных Московской области. Если раньше он требовал, чтобы мы освободили помещение в здании на Поклонной горе до 1 ноября, то теперь - до 21-го октября.
- Что решают эти десять дней? Неужели нельзя было подождать?
- Мы подозреваем, что таким образом чиновники хотят сорвать проведение Всероссийского форума по проблемам обеспечения жильем бесквартирных военнослужащих, намеченного на 24 октября. Такие форумы проводились и раньше, но в них участвовали в основном "свадебные генералы", то есть те, кто далек от проблемы. Нынче мы решили, что в работе форума будут принимать участие только бездомные офицеры, которые знают проблему, что называется, изнутри. Регистрация же участников должна проходить именно в нашем офисе. Если господин Моисеев не разрешит, то мы поставим палатку на Поклонной горе и там будем регистрировать представителей бездомных офицеров...