Голубей сегодня воспринимают скорее как потенциальный источник орнитоза, аллергии и... тонн голубиного помета, буквально разъедающего памятники архитектуры. Наталья Обухова, кандидат биологических наук, научный сотрудник кафедры теории эволюции биологического факультета МГУ уже 25 лет изучает "птицу мира", защитила на эту тему диссертацию. О голубях она знает практически все.
- Вероятность заражения человека орнитозом от больного голубя очень мала. Главное - не брать в руки и не подносить к лицу больных птиц. Объясните, пожалуйста, это своим детям! - считает Н. Обухова.
По словам моей собеседницы, орнитолога широкого профиля, голубь и человек принадлежат к различным классам позвоночных животных, а потому заболевания, паразиты и инфекции у нас с ними тоже совершенно разные. Хотя, действительно, в популяциях городских голубей есть множество птиц, носящих "голубиный СПИД" - вирус орнитоза. Но хуже от этого, по мнению Н. Обуховой, только самим сизокрылым птахам: именно так естественным путем регулируется численность крылатых существ, у которых в городской фауне практически нет врагов.
К концу лета голуби успевают порядком расплодиться (всего два птенца в выводке, но за год бывает до шести этих самых выводков), и начинают сбиваться в зимовочные стаи, жмутся друг к другу. Вот тут-то и подстерегает их опасность. Инфекция передается воздушно-капельным путем и поражает самых слабых, то есть слишком молодых и слишком старых. Порой погибает до 60процентов особей! Плохо лишь то, что больного голубя может съесть ваш неразумный любимый кот...
Каждый голубь дает в год почти три кг помета. Умные люди в цивилизованных странах используют эти птичьи "продукты жизнедеятельности", собранные на голубиных фермах, в качестве сельскохозяйственного удобрения (а перо - как набивочный материал для одежды). Но как удалить помет с оконных карнизов, городских площадей, крыш, памятников архитектуры? Отчистить голубиную "визитную карточку" очень трудно и с рукава кожаной куртки, и с нарядной шляпы, и даже с поверхности автомобиля. Потому что мочевая кислота, содержащаяся в злополучном помете, вызывает коррозию практически любого материала.
А еще, по мнению некоторых специалистов, высохший помет превращается в пыль, которая способна вызывать аллергию.
Именно поэтому отношение к "птице мира" так неоднозначно. В Венеции, на площади Сан-Марко, голуби шевелятся под ногами радостных туристов огромной живой массой. Птиц закармливают кукурузными хлопьями, которые продаются здесь же предприимчивыми торговцами. В Лондоне и Кракове к символу Святого Духа относятся столь же доброжелательно. Хотя проблема очистки архитектурных памятников и там всерьез волнует городскую администрацию.
- Несколько лет назад в Венеции была принята программа по ограничению численности голубей, - продолжает Наталья Обухова, - корм для них стали обрабатывать гормональными препаратами, тормозящими функции размножения. Но эта мера очень дорогостоящая и, главное, всего лишь временная. Когда перестают действовать гормоны, возникает вспышка плодовитости. Кроме того, против этой меры начали активно выступать "зеленые".
Тогда, по словам Натальи Обуховой, изобретательные "тамошние" чиновники, ответственные за сохранность памятников архитектуры, придумали вот что. Выступы скульптур, особенно загрязняемые птицами, покрыли тончайшими, острыми проволочками, совершенно незаметными с земли. Так что сесть на плечо какого-нибудь венецианского каменного дожа у птицы просто нет возможности.
Вообще в архитектуре современных зданий (в том числе и московских) теперь предусматриваются конструкции, препятствующие гнездованию этих птиц.
Однако численность голубей не везде регулируется столь гуманными способами. Гамбургская ратуша, например, защищена от них электричеством, которое буквально сжигает непрошеных пернатых постояльцев. В Саарбрюккене невинных голубков одно время заманивали в специальные клетки, а потом отправляли в зоопарк на корм хищникам. В Регенсбурге кормить голубей категорически запрещено, потому что божьи птички изрядно загадили крышу местного собора. Городские служащие, ответственные за "редуцирование голубиной популяции", время от времени физически истребляют этих птиц, которых многие в Германии считают разносчиками инфекции.
...Интересный факт: с увеличением численности голубиной популяции их окраска от поколения к поколению... темнеет. Почему? Оказывается, так они адаптируются к обитанию в переуплотненной среде. Наверное, быть сизым проще.
Как живется голубям в Москве, сколько их здесь?
- Мы не занимаемся синантропными (то есть городскими) животными, - огорчили меня в Департаменте природопользования и охраны окружающей среды правительства Москвы, - в нашем ведении только дикие животные, случайно оказавшиеся в мегаполисе.
Во ВНИИ охраны природы "голубиным вопросом", как выяснилось, занимается лишь один сотрудник, которого очень трудно застать по его служебному телефону...
- В столице обитают десятки тысяч голубей, хотя точная цифра не известна (никто не подсчитывал), - подсказали мне в Союзе охраны птиц России. - Их численность в Москве никто не регулирует, да это и не нужно, все происходит естественным путем.
Между прочим, мясное голубеводство широко распространено в Америке и Западной Европе. В России, в голодное время (1917 - 1922; 1941 - 1945), нежное мясо сизокрылых голубчиков тоже шло за милую душу. Так что, может, и не стоит бороться с ними. Пусть разгуливают рядом с нами. Будет трудно - пригодятся.
НАША СПРАВКА
...Голубя одомашнили за тысячу лет до нашей эры. Городские (синантропные) голуби происходят не от диких предков, а от одичавших домашних сородичей. По сухопутным и морским путям эти птицы распространились практически по всей планете, за что естествоиспытатель Альфред Брэм называл их "гражданами мира".
...Во время Великой Отечественной войны, согласно специальному указу рейха, декоративные и почтовые породы голубей уничтожались в массовом порядке на всей оккупированной российской территории.
...В 1956 году исполком Моссовета принял решение "О завозе и разведении в Москве голубей к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов". В 1958 году этих птиц в нашем городе было уже около 35 тысяч. Однако в 70-е годы городские власти задумались о мерах по ограничению их численности. В 80-е многие москвичи относились к голубям негативно, считая их грязными и больными.