БЕРЕГИТЕ ЖИЛЬЕ СМОЛОДУ

Потерять крышу над головой в наше время совсем не сложно. Многие москвичи, попавшие в затруднительную финансовую ситуацию, решаются на продажу квартиры, рассчитывая купить более дешевую. И тут, как говорится, возможны варианты.

Один гражданин, живший в квартире вдвоем с матерью, решил уехать в Израиль. Оформил визу, выписался. Жилье мать завещала его брату, зарегистрированному по другому адресу. Но... судьба! В день предполагаемого отъезда мать умерла. Сын остался на похороны, билеты на самолет и виза пропали. А его брат, не долго думая, продал унаследованную квартиру, в буквальном смысле выставив родственника на улицу. Без прописки тот не смог найти работу (с прежнего места он уволился). Без денег не мог снимать жилье. И стал бомжем. Что делать, куда идти в таком случае?
Молодая женщина полюбила иностранца, вышла за него замуж, продала свою однокомнатную квартиру и уехала на родину мужа. Однако семейная жизнь не сложилась. Через несколько лет женщина вернулась в Москву уже с ребенком. Но куда? Прежнего жилья нет, денег на покупку нового - тоже. Мать умерла, отец женился вторично, а мачеха не хочет тесниться ради незадачливой падчерицы. Правда, ребенка дедушка все-таки взял к себе. А горемычная москвичка оказалась в ночлежке.
НА ИЛОВАЙСКОЙ ПРИНИМАЮТ НЕ ВСЕХ
В 1997 году по решению столичных властей в Москве появилось несколько ночлежек и так называемых социальных гостиниц. Есть также городской центр трудовой и социальной адаптации "Люблино", рассчитанный на 350 мест. Но это уже не просто ночлежка.
...Пожилого мужчину настиг на улице инсульт, он лежал без сознания на тротуаре. Прохожие безучастно шли мимо, не желая обращать внимания на очередного "пьяницу"... И все же нашлись добрые люди, помогли попавшему в беду человеку добраться в центр "Люблино" (улица Иловайская, дом 2, недалеко от железнодорожной станции "Перерва"). В кармане мужчины, который не мог даже выговорить свою фамилию, оказался обрывок справки (без фотографии и паспортных данных!) об освобождении из тюрьмы. Сотрудники центра обратились за помощью в Главное управление исполнения наказаний (ГУИН). Там по уцелевшему на справке номеру установили личность этого человека. Но запросы пришлось направлять еще не раз во многие инстанции, по многим адресам. Наконец, стараниями сотрудников центра "Люблино" бывшему зэку, ставшему после освобождения бомжем, назначили пенсию и предоставили путевку в интернат для престарелых и инвалидов города Видное.
- Очень многие представители сильного пола теряют жилье, находясь в местах лишения свободы, - рассказали нам в центре "Люблино". - Возвращаются, а родственники их давно не ждут: квартира продана, имущество поделено... Некоторые попадают сюда после пяти-семи "ходок", им достаточно сложно адаптироваться "на воле".
...Двадцатипятилетняя Лиза вернулась из колонии, где пробыла четыре года. За это время ее родной дядя незаконно продал квартиру внезапно умершей Лизиной матери. Молодая женщина оказалась в "Люблино". Забеременела. Малыша пришлось отдать в детский дом. Но... пока сотрудники центра пытались восстановить Лизины права на жилплощадь, женщина снова забеременела и ушла из центра к сожителю. К сожалению, бросить пить она так и не смогла. Пьет и ее очередной друг. Вряд ли у этой истории будет "хэппи энд". Очень жаль Лизиных детей... В столичных ночлежках и социальных гостиницах принимают лишь москвичей. Справедливо ли это? Приютить и накормить всех - непосильная задача для городского бюджета. Если же открыть двери городских ночлежек всем желающим, то слух об этом "пройдет по всей Руси великой", и толпы несчастных ринутся в Москву с удвоенной силой. А в столице и своих драматических "сюжетов" вполне достаточно.
Разумеется, в центре живут не только бывшие зэки. Многие сегодня теряют жилье "по пьяному делу" или становятся жертвами квартирных мошенников. По наблюдениям социологов, достаточно полугода скитаний по вокзалам и подъездам, чтобы человек почти полностью потерял социальные связи и деградировал. А уж если он еще и алкоголем злоупотребляет...
...Одинокая семидесятилетняя бабушка стала жертвой квартирных аферистов, обманом заполучивших ее квартиру. Став бездомной, она ютилась возле помойки, просила милостыню. Холодными ночами пряталась в одном из подъездов своего бывшего дома, где сердобольные жильцы постелили ей ветошь. К счастью, знакомая женщина отвезла бабушку на Иловайскую. Настрадавшейся старушке выделили путевку в видновский интернат. А что делать? Собственное жилье она вернуть не сможет: нет оснований для признания сделки недействительной. Конечно, отечественный дом престарелых райским местом не назовешь, но все же остаток дней бабуля проведет не на помойке.
ОТ СУМЫ НЕ ЗАРЕКАЙСЯ
Живут в центре "Люблино" и актер театра у "Никитских ворот", которого лишил жилья родной брат, и профессор истории, преподававший раньше в столичных вузах, а потом уехавший на Соловки реставрировать иконы (вот тогда-то и сумела выписать его из квартиры жена...). До сих пор не восстановлен паспорт пожилого журналиста-международника, попавшего в беду и оказавшегося теперь на Иловайской улице. Он, одинокий человек, завещал квартиру своим опекунам. Вскоре его жестоко избили в электричке, отняли документы. В бессознательном состоянии пожилого журналиста доставили в больницу, где он длительное время лечился. А после выписки узнал, что его квартира... продана. Оспорить явно мошенническую сделку через суд без паспорта невозможно...
Если у попавшего в беду человека не сохранилось никаких документов, то новая жизнь для него должна начаться со спецприемника. Потом гражданина должны доставить в ближайшее отделение милиции, где его согласие на пребывание в спецприемнике должен зафиксировать помощник прокурора. Потому что человек помещается в спецприемник добровольно и только для выяснения личности!
Но это - по закону. А в жизни бывает так, что сотрудники милиции вместо санкции прокурора дают бездомному тумаков. И выбрасывают в первую канаву. Сотрудники "Люблино" очень просят их этого не делать. Иных мер воздействия у руководства центра, к сожалению, нет...
Непосредственно в центре бездомного встречает администратор, а потом - санитарная обработка и первичная медицинская помощь.
Продезинфицированным новичкам дают чистую одежду и выделяют свободную койку в одной из комнат. Постельные принадлежности выдают под расписку.
Обычно бомжи страдают педикулезом, чесоткой, заражены вшами. Синяки для них - обычное дело. Иногда они серьезно избиты. В этом случае их тотчас направляют в больницу. Те, у кого особых увечий нет, проходят полный медосмотр в специально закрепленной за центром поликлинике. Одновременно с этим бездомных регистрируют по новому, хоть и временному, месту жительства. Под крышей центра бомж получает регистрацию, работу и медицинскую помощь (хотя, надо признать, медучреждения, как и правоохранительные органы, не слишком жаждут помогать лицам этой категории). А вот "выписать" проживающего чаще всего некуда: без жилья он снова станет бомжем.
В центре работают психолог, юрист и социальные работники. Кстати говоря, бывший психолог центра... полюбила одного из проживающих, вышла за него замуж, прописала к себе в квартиру и уволилась. У ее мужа - высшее образование и золотые руки, а теперь еще и хорошая зарплата. Свою квартиру, правда, он когда-то продал. Страдал алкоголизмом...
Подопечных с таким заболеванием (алкоголизм) сотрудники центра направляют на лечение в городские наркологические больницы. Но если желания вести трезвый образ жизни нет, приходится, согласно правилам проживания, выписывать их из "Люблино". Иначе это будет не центр адаптации, а просто притон.
ЗДЕСЬ НЕ ЖДУТ АНГЕЛОВ
Понятно, что избавиться от вредных привычек нелегко. Некоторые проживающие (так в Центре называют своих бездомных) умудряются пропивать выданные им одежду, обувь, даже талоны на питание. Одежду присылают из центров социального обеспечения, которые собирают ненужные вещи у сердобольных москвичей, попадается также благотворительный импортный секонд-хенд.
По мнению специалистов центра, помочь бездомным людям вернуться к нормальной жизни можно лишь одним способом: предоставить им возможность зарабатывать себе на жизнь.
- Надо не плакать с ними вместе над их историями, а дать им работу, - считают в центре. - Именно поэтому в "Люблино" налажена система трудоустройства, установлены долговременные связи с предприятиями, в частности, с ГПЗ-2 и заводом "Спортзнак". Активно помогают также городские органы занятости.
Бывшие бомжи работают у станков, в столовых, служащими, иженерно-техническими работниками. То есть с учетом профессиональных навыков. Есть даже один кузнец. Некоторые трудятся непосредственно в центре - социальными работниками.
Центр "Люблино" - действительно не просто ночлежка. Он, как уже было сказано, дает бездомным не только временное жилье, медицинскую помощь и талоны на питание. Главное, он дает им работу, помогает восстановить документы. Но и это еще не все! За последние два - три года сотрудникам центра удалось вернуть почти тридцати обманутым людям их жилье. (Суды признавали сделку недействительной по различным причинам: например, были нарушены интересы ребенка или удалось доказать, что владелец квартиры не отвечал за свои действия). Возможно, кому-то число оспоренных сделок покажется небольшим, но за этим "показателем" стоит огромная и кропотливая работа.
Сейчас на базе центра "Люблино" создается так называемый социальный дом, где хорошо зарекомендовавшие себя проживающие смогут получить постоянное жилье, но без права его приватизации и продажи. Центр будет включать в себя не только дом ночного пребывания и социальную гостиницу, но еще и предприятия, где можно будет переобучать потерявших жилье москвичей, повысить их квалификацию. Расширение производственной сферы непосредственно при самом центре позволит сократить бюджетные затраты на его содержание.
КУДА ПОДАТЬСЯ БЕЗДОМНОМУ?
По сведениям отдела Комитета социальной защиты населения города Москвы, лица без определенного места жительства, которые когда-то имели постоянную прописку в столице (теперь она называется регистрацией по месту жительства), а ныне утратили свое жилье, могут сами обращаться в учреждения социальной помощи. Это дома ночного пребывания, социальные гостиницы, центр социальной адаптации "Филимоники" (Московская область, Ленинский район). На сегодня в столице 12 учреждений на 1600 мест, включая и специальные отделения в домах-интернатах на 350 мест.
Проблему крыши над головой бездомных людей решают вместе с Комитетом социальной защиты населения ГУВД, Комитет здравоохранения, Департамент жилищной политики, центр Госсанэпиднадзора в Москве, Департамент федеральной государственной службы занятости по Москве и другие структуры.
Бомжей на московских и иногородних, которые каким-то образом оказались в столице, здесь не делят. Милиция обычно их доставляет в шесть приемников-распределителей на 656 мест (вскоре предполагается открыть еще четыре). Там они находятся десять дней (прежде было 30), потому что надо установить их личности, причастность к совершению преступлений и, наконец, выдать им документы.