ХРУПКОЕ РАВНОВЕСИЕ

Пятница, полдень. За последние три недели на это время падал пик напряженности на Ближнем Востоке. Как правило, после пятничных молитв расходящиеся из мечети палестинцы обрушивают град камней на израильских полицейских и солдат, а те открывают стрельбу на поражение по наэлектризованным толпам.

На этот раз с периодом молитвы совпало истечение 48-часового срока, в течение которого обе стороны должны были предпринять ряд согласованных мер по прекращению насилия, что фактически они и начали делать. Однако меры эти были весьма ограниченными и практически замерли после семичасовой перестрелки близ города Наблуса между вооруженными формированиями палестинцев и не менее вооруженными еврейскими поселенцами, которых поддержали армейские вертолеты. В результате два человека - палестинец и еврей-поселенец - были убиты, а 20 - ранены.
12 палестинских организаций, включая возглавляемую самим Арафатом "Фатх" и исламистскую экстремистскую "Хамас", призвали палестинцев выйти после молитвы на массовую демонстрацию протеста против действий Израиля и договоренностей в Шарм аш-Шейхе, в поддержку восстания - "интифады" и независимости. Короче, Израиль может считать, что прошедшие 48 часов не удовлетворили его требования к властям палестинской автономии нормализовать ситуацию, и принять, как обещал премьер Барак, "адекватные меры". Хрупкий баланс между миром и войной в регионе снова может в любой момент качнуться в сторону нового кровопролития.
Между тем комиссия ООН по правам человека осудила Израиль за "несоразмерное и неизбирательное применение силы" на оккупированных палестинских территориях и постановила создать комиссию по расследованию там нарушений прав человека. Пессимизм царит и в Каире, где министры иностранных дел арабских государств в преддверии саммита выработали общеарабскую позицию. Глава внешнеполитического ведомства Египта Амр Муса заявил, что мирному процессу на Ближнем Востоке нанесен значительный урон, и он не считает, что мирные арабо-израильские переговоры возобновятся в ближайшем будущем.
Развитие событий показывает, что те, кто оплакивал (порой издевательски) неучастие России в саммите в Шарм аш-Шейхе и ругал за это российскую дипломатию, мягко говоря, поторопились с выводами. К вечеру в пятницу президент Клинтон собирался позвонить Владимиру Путину и обсудить с ним ситуацию на Ближнем Востоке. Помощник президента по национальной безопасности Сэмюэль Бергер пояснил, что Клинтон уже пытался связаться с Путиным еще на обратном пути из Шарм аш-Шейха, но это не удалось "из-за нестыковки во времени".
Игорь Иванов, который стал чуть ли не главным объектом критики отдельных российских СМИ, отметил, что выполнение договоренностей в Шарм аш-Шейхе возможно только после прекращения в регионе насилия, а Россия как участник урегулирования на Ближнем Востоке будет и дальше играть там активную роль.