Москобия у стен Старого города

Репортаж из древнейшей Яффы, где бьется русское сердце

В начале ноября в Яффе — городе, который теперь входит в состав Тель-Авива, соберутся несколько тысяч человек. Они будут отмечать 150-летие подворья святой Тавифы, созданного когда-то как прибежище для паломников. Теперь оно стало домом для православных израильтян, которые молятся Богу по-русски.

Яффа — один из древнейших городов мира. Первые упоминания об этом средиземноморском порте встречаются еще в XV веке до н. э., а римский писатель Плиний Старший, современник Христа, называет город Иопой Финикийской, указывая, что она существовала еще до потопа.

По преданию, именно на этой земле строил свой ковчег праведный Ной, к этим берегам прибило пророка Иону, когда он выбрался из чрева кита. А апостол Лука в книге «Деяния святых апостолов» описывает события, произошедшие в Яффе (Иоппии) после того, как ученики воскресшего Христа отправились по Его слову проповедовать по всей земле.

В этом городе, в доме кожевника поставленному старшим над апостолами Петру было видение, в котором ему открылось, что благая весть о спасении предназначена не только для иудеев, но и для всех народов на земле. Здесь же он совершил одно из своих первых чудес.

Дело было так: в христианской общине Иоппии была женщина по имени Тавифа, что значит «серна». Ее очень любили за неустанную помощь людям. Когда она умерла, находившегося неподалеку Петра позвали на помощь. По его молитвам Тавифа воскресла...

Почитание святой Тавифы не прекратилось, даже когда Яффа находилась под османским владычеством. В день памяти праведницы православные арабы устраивали красочное шествие с пением и танцами.

В начале XIX века в Яффе было открыто первое российское дипломатическое представительство на Святой земле. Николай I отдал такое распоряжение, чтобы не оставлять без поддержки паломников, ехавших поклониться палестинским святыням. А в 1847 году была учреждена Русская духовная миссия в Иерусалиме — официальное представительство РПЦ.

Миссия помогала местному арабскому духовенству, православным христианам Палестины и Сирии, открывала храмы, школы и больницы. Для русских паломников действовали гостиницы, им оказывалось содействие в формировании караванов.

Квартал у стен Старого города в Иерусалиме, где и сегодня располагается Русская духовная миссия, и теперь называется Москобия. Только владения миссии сильно ужались — например, в здании с надписью «Русская больница» на фасаде теперь располагается Министерство здравоохранения Израиля.

В XIX веке паломники прибывали из России на Святую землю морем, через порт Яффа. А значит, требовалась перевалочная база. Для этого был куплен обширный, с запасом, земельный участок. Когда во время археологических раскопок на нем обнаружился подземный некрополь с гробницей святой Тавифы, подворье Русской духовной миссии обрело святую покровительницу.

Сначала в Яффе был построен только дом для паломников. А в 1888 году заложили храм в честь апостола Петра с приделом святой Тавифы. На освящении храма присутствовали два брата императора Александра III — Павел и Сергей Александровичи, а также супруга последнего, Елизавета Федоровна. В доме паломника до сих пор сохранилась комната, где останавливалась немецкая принцесса-лютеранка, ставшая русской великой княгиней, а затем православной святой и великомученицей. После поездки на Святую землю Елизавета Федоровна всерьез заинтересовалась православием.

Храм яффского подворья, в основание которого будущая святая положила несколько монет, был окончательно обустроен к началу XX века. Стены украсили фресками, а вокруг разбили богатый фруктовый сад, урожай из него позволял содержать подворье целый год. Однако с началом Первой мировой началась череда испытаний. Поток паломников прервался, сад оказался загублен, храм подвергся грабежу.

Ко времени, когда Палестина перешла под британский мандат, долги Русской духовной миссии были так велики, что многие строения пришлось сдавать в аренду. Арендаторы из числа британских офицеров появились и в Яффе. Сохранились описания, как они устраивали купания в бассейне прямо в то время, когда духовенство и верующие из числа арабских православных крестным ходом шли к храму...

Несмотря на трудности, богослужебная жизнь на подворье продолжалась, как и добрые дела. В 1930-е здесь был открыт приют для девочек из самых бедных арабских семей и сирот. В 1948 году после появления государства Израиль Русская церковь вернула под свое управление многие владения, это позволило привести в порядок Яффский храм и гробницу святой Тавифы.

А расцвет подворья начался после 1990 года. Тогда удалось провести полноценную реставрацию храма, украсить его часовнями и мозаичными иконами, обновить дом паломника.

Ключарь подворья, протоиерей Игорь Пчелинцев напомнил в разговоре с корреспондентом «Труда», что в 1990-е в Израиль поехали новые репатрианты из бывшего СССР. И они начали приходить в храм на подворье святой Тавифы.

— Как показывает опыт, в зарубежье, в какой бы стране ни оказывался русский православный человек, везде храм был центром бытия. Думаю, за прошедшие 25 лет для многих православных израильтян этот храм таким и стал — здесь и молитва, и воскресные школы для детей и взрослых, и различные проекты — например, связанные с помощью больным детям.

За последние десятилетия на подворье вновь удалось разбить сад со множеством апельсиновых, гранатовых деревьев, грейпфрутами и оливами. Многие прихожане, тяжело трудясь в течение недели, в свой единственный выходной приходят на по-дворье, чтобы помочь с работами в саду.

В настоящее время у Русской духовной миссии в Иерусалиме три храма (не считая монастырей и подворий). В Хайфу едут православные с севера Израиля, в Иерусалим — из восточной части страны, а в Тель-Авив — из центра и с юга.

В последние годы на подворье святой Тавифы сложились свои традиции. Так, перед каждым богослужением на поверхности песчаных подсвечников появляются новые рисунки. А после воскресной литургии никто не расходится — во дворе храма устраивают чаепитие на несколько сотен человек.

Ну а 7 ноября, в день памяти святой Тавифы, на подворье будет большой праздник. Запланированы торжественное богослужение, концерт. А еще освящение поклонного креста на насыпном холме — Голгофе. Этот пятиметровый крест был вырезан из сосны, которая росла у дома паломника и была повалена бурей. Судя по кольцам, дерево было посажено как раз тогда, когда в Яффе появился первый приют для православных христиан из России, приезжающих помолиться на Святой земле.

Как меняется древний мир

Протоиерей Игорь Пчелинцев, возглавляющий яффское подворье, по образованию историк. Мы не могли не спросить, накладывает ли это особый смысл на его служение на древней Святой земле?

— Да, конечно. Историческими изысканиями, конечно, заниматься не успеваю, но что-то стараюсь читать — то, что не дочитал во время учебы.

— За свои девять лет службы в Израиле вы успели объездить все святыни, которые хотелось повидать?

— Наверное, это невозможно. Девять лет я тут служу, а всего мы ездим по Святой Земле 24 года. И до сих пор есть ещё места, где не побывали ещё ни разу. Например, мы никогда не было в Самарии. То есть были, но не везде, главных мест практически не видели.

Когда мы ехали в первое паломничество в 1994 году, была маленькая группа, одна из первых в патриархии, и хотели взять с собой нашего митрополита. Он же сказал — ну, я три раза был уже, все увидел, мне больше ничего не надо. На самом деле это ответ мудрого старца. Потому что вот на сегодня основные места евангельские и библейские мы видели, везде молились, где есть храмы и монастыри, Литургию совершали. Эта часть охвачена. Но познавать Святую Землю можно бесконечно. Я здесь девять лет, у нас один батюшка 25 лет, другой 30 лет, и я думаю, что они так же скажут — везде были, но познавать можно бесконечно.

— Вас, как историка, что-то в ваших поездках по Святой земле удивляет?

— Здесь же идёт археологическая работа, и постоянно делаются находки, зачастую принципиально меняющие представления о каких-то событиях или обстоятельствах. Мы когда-то учили историю Древнего мира в 1980-е годы по учебникам Дьяконова, написанным в 1940-50-е годы, и нам казалось — ну что там может в Древнем мире поменяться, все уже умерли. А оказалось, что историческая картина мира, в свете новых находок, особенно на Святой Земле, может сильно меняться.

Конечно, невозможно все охватить, я же не занимаюсь сейчас историей и археологией предметно, есть друзья-археологи, которые рассказывают, порой тащат на раскопки — посмотреть то, что еще никто никогда не видел. И это очень ценно, конечно. И этот процесс бесконечен.