Говорят, существует целое преступное сообщество, специализирующееся на угонах двухколесных «коней». Велосипеды бесследно исчезают из подъездов, с детских площадок, от торговых и офисных центров и ресторанов. Пора думать, как защитить этот транспорт от угонщиков.
Несмотря на насмешки скептиков, велосипед все популярнее и в Москве, и в других крупных городах. Это логичный ответ на бесконечные пробки и на разрастание зон платной парковки. Крутить педали не только экономически выгодно, но и полезно для здоровья. Среди моих друзей и знакомых уже есть несколько человек, которые пользуются личным авто только по выходным, а на работу и с работы, если позволяет погода, ездят на велосипедах. Маршруты отработаны, фигуры подтянуты, а время, затрачиваемое на дорогу от Выхино до Ленинского проспекта, даже в час пик не превышает двух часов.
Тренд, увы, не ускользнул от внимания воришек. Тем более все чаще продвинутые горожане седлают велосипеды стоимостью в десятки и даже сотни тысяч рублей. А вот со средствами защиты движимого имущества намного хуже. Воры выходят «на дело» с целым набором инструментов: кусачками, болторезами, аккумуляторными болгарками, перед которыми пасуют любые цепи и замки.
Социальные сети пестрят сообщениями об угнанных велосипедах, где подробно описываются сколы, царапины и номера рам украденной техники. Но, за редким исключением, найти похищенное в мегаполисе практически невозможно. Это раньше кражей велосипедов промышляли мелкие хулиганы. Сегодня злоумышленники со знанием дела выискивают самую дорогую технику. В скупках за нее без лишних разговоров дают несколько тысяч рублей, а уже на следующий день украденный велик оказывается где-нибудь на другом конце города, а то и в соседней области, где его выставляют на онлайн-доске бесплатных объявлений за 10-20 тысяч. И, будьте уверены, велосипед быстро будет куплен, ведь цена нового такого экземпляра — как минимум вдвое выше.
Добавили масла в огонь ломбарды, которые в последнее время охотно выдают деньги под залог велосипедов. Речь идет о суммах в районе 3 тысяч рублей, но воришкам и они в радость. Хлопот-то не так много, как некоторым кажется. А риск минимальный. Так, схема с ломбардами — это даже не скупка краденного (ст. 175 УК РФ), это вполне легальный вид правоотношений. Ведь ломбарды двухколесную технику продадут не сразу, а по истечении, скажем, месяца, в течение которого «владелец» велосипеда мог выкупить его обратно... От велосипедных краж не спасают даже повсеместно установленные (по крайней мере в Москве) и объединенные в систему «безопасный город» видеокамеры. Если идентифицировать и отследить воришку в плотном людском потоке еще можно, то проследить судьбу велосипеда — задача практически невыполнимая.
И вот сотрудникам правоохранительных органов дали указание обращать внимание на подозрительных велосипедистов, при необходимости доставлять их в райотделы полиции. Патрульные экипажи ориентируют на несоответствия: к примеру, взрослый мужик едет на детском велосипеде или дорогущим шоссейным великом управляет какой-то чмошник в далеко не гламурном одеянии. Но много ли угонщиков попадутся в такие-то сети? Разве что уж совсем потерявшие голову и страх экземпляры...
Неудивительно, что горожане от безысходности начинают объединяться в добровольные сообщества поисковиков, которые в случае необходимости по горячим следам помогают людям в розыске их двухколесной техники, а также выявляют сомнительные объявления о продаже велосипедов на вторичном рынке. С помощью интернета мне удалось найти такие организации в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. Спасение утопающих — дело рук самих утопающих?