Танк, ставший легендой

Ровно 70 лет назад, 21 сентября 1942 года, из ворот завода «Уралмаш» вышел первый танк Т-34 – лучшая боевая машина Второй мировой войны

До появления Т-34 предпринималось немало попыток создания танка, отвечающего всем требованиям военных условий. У него было много прототипов, но все они имели свои недостатки: были слишком тяжелы, имели малую скорость и скорострельность. Т-34 стал настоящим прорывом в отечественном танкостроении и внес свой значимый вклад в победу в Великой Отечественной войне. Это чудо родилось в самые тяжелые годы войны.

Личный враг фюрера

Говорят, что после появления на фронтах Великой Отечественной Т-34 Гитлер объявил конструктора танка своим личным врагом. Существует легенда, что именно поэтому Первое городское кладбище города Харькова, в колумбарии которого покоилась урна с прахом Михаила Ильича Кошкина, подверглось методичным бомбардировкам, оставившим лишь воронки на местах захоронений.

Кто бы мог предсказать, что простой крестьянский паренек Михаил Кошкин станет отцом-создателем грозной машины, одно упоминание о которой вызывало у немцев ужас. Рожденный в семье крестьян в 1897, в возрасте одиннадцати лет Михаил Ильич был вынужден уехать из родного села в Ярославской области на заработки в Москву. Но первая его профессия была крайне далека от военной техники: до вступления добровольцем в армию и сражений на фронтах Первой мировой Кошкин работал в столице кондитером. Будущий создатель Т-34 участвовал и в Гражданской войне в рядах Красной Армии.

В 1937, через три года после окончания Ленинградского политехнического института, Михаил Кошкин стал главным конструктором Харьковского завода имени Коминтерна. Наверное, и хорошо, что Военный совет не принял после испытаний модели танков А-20 и А-32, ставших предтечей для Т-34. 5 марта 1940-го года два танка новой модели вышли с Харьковского завода в контрольно-испытательный пробег по маршруту Харьков – Москва под руководством самого конструктора Кошкина, и уже 17 марта на Ивановской площади Кремля их осматривал лично Сталин. Осмотром генсек остался доволен и назвал Т-34 «первой ласточкой». Впрочем, слово вождя не стало разрешением на выпуск в последней инстанции. После триумфального кремлевского смотра «тридцатьчетверок» ожидали новые испытания: на подмосковном полигоне и на Карельском перешейке.

Но стать свидетелем массового выпуска своего детища Кошкину не удалось из-за трагического стечения обстоятельств. В апреле того же года, возвращаясь домой, под Орлом один из танков опрокинулся в воду. Уже простуженный Кошкин помогал вытаскивать машину. Конструктор сильно промок, что ухудшило состояние его здоровья, подорванного тяжелой работой и травмами. Михаил Ильич заболел пневмонией. Несмотря на это он продолжал работать на испытательных полигонах, как бы понимая, что ему осталось немного. И болезнь обострилась. Удаление одного легкого не спасло Михаила Кошкина. 26 сентября 1940 года он скончался.

Тридцатьчетверка на пьедестале

Кошкин умер. Но его детище внесло свою лепту в историю и ход войны. Немецкий ас-танкист Отто Кариус в своей книге «Тигры в грязи» писал следующее: «Еще одно событие ударило по нам, как тонна кирпичей: впервые появились русские танки "Т-34"! Изумление было полным. Как могло получиться, что там, наверху, не знали о существовании этого превосходного танка?"Т-34" с его хорошей броней, идеальной формой и великолепным 76,2-мм длинноствольным орудием всех приводил в трепет, и его побаивались все немецкие танки вплоть до конца войны. Что нам было делать с этими чудовищами, во множестве брошенными против нас? В то время 37-мм пушка все еще была нашим сильнейшим противотанковым оружием. Если повезет, мы могли попасть в погон башни "Т-34" и заклинить его. Если еще больше повезет, танк после этого не сможет эффективно действовать в бою. Конечно, не очень-то обнадеживающая ситуация!»

Боевая жизнь Т-34 насчитывает не меньше сорока лет. Модификации танка (Т-34-76, Т-34-85 и др.) создавались начиная с 1943 года и пополняли ряды армейской техники. Но основные конструкторские элементы детища Михаила Кошкина: дизель-мотор, форма корпуса, широкие гусеницы – стали общими элементами всех танков. После Второй мировой войны Т-34-85 в значительных количествах поставлялся во многие страны мира и участвовал во множестве вооруженных конфликтов, включая Корейскую и Шестидневную войны и ряд других.

Окончательно с вооружения российской армии последняя модификация танка – Т-34-85 - была снята только в 1993 году. Тем не менее, проверенные временем бронемашины до сих пор находится в арсенале некоторых стран.

На родине Кошкина «тридцатьчетверки» – часть истории, легенда. Первым танком-памятником стал 35-тысячный танк, сошедший в конце мая 1945 с конвейера Уральского завода №183. Во многих городах вышедшие из строя машины покоятся на пьедесталах, установленных в память о подвигах в Великой Отечественной.

Справка:

Средний танк Т-34 образца 1940 года

Масса в снаряженном состоянии:    26000 кг
Экипаж: 4 чел
Толщина брони: 45 мм   
Вооружение: 76,2-мм пушка Л-11 образца 1940 г, два 7,62-мм пулемета ДТ
Скорость полного оборота башни:     примерно 10–12 сек
Углы вертикального наведения: –5° ; +29°
Боекомплект: 77 выстрела, 3906 патронов
Скорость по шоссе: 54 км/ч.
Скорость по пересеченной местности: 38 км/ч.