Подвел итоги Международный фестиваль анимационных фильмов «Крок»
«Крок» – это единственный в СНГ фестиваль, который проводится на паритетных началах двумя странами – Россией и Украиной. По сложившейся традиции в этом году фестиваль проходил на территории России.
Теплоход с участниками проследовал из Санкт-Петербурга в Москву. В конкурсе соревновались только молодые аниматоры, те, кто находится в процессе обучения, дипломники и дебютанты, предъявившие миру «Крока» свои первые профессиональные фильмы, снятые вне учебных заведений.
Молодежь в этом году удивила отборщиков общей темой: самая приземленная часть программы посвящена пожилым людям, проблемам, связанным с геронтологией. Говорить об этом с юмором ни у кого не получилось, но, может, и задача такая не ставилась. Все эти фильмы – разные по языку, способу изложения и технике – удивительным образом совпали по настроению. Молодежь Германии, Финляндии, Японии, Китая, Чили, Венгрии, Америки, России и еще десятка стран обратила нежное внимание на своих стариков и задумалась о собственном, казалось бы, таком далеком будущем.
Студенческий приз «Крока» получил «Дневник Темби» (Ким Джи-Су, Республика Корея). Фильм основан на документальной аудиозаписи. Дневник записан девушкой из Южной Африки – Темби, больной СПИДом. Она общается со своим вирусом с юмором, как с непрошеным, случайным гостем. Просит оставить ее в покое, гарантируя билет на выход. История этой девушки вдохновила не только автора на создание фильма: дневники Темби транслировались на национальном радио США, охватив аудиторию в 50 млн. человек. Оптимизм девушки поддержал многих больных людей. Но фильм Ким Джи-Су интересен не одним этим фактом, но и художественным решением.
«Дневник Темби»
Приз в категории «Дипломная работа» достался кукольному мультфильму «Я – Том Муди» (режиссер Эйнзли Хендерсон, Великобритания – Шотландия). Здесь история тоже строится на дневниковых аудиозаписях. Герой – музыкант. Вспоминая себя маленького, он пытается договориться с комплексами, чтобы наконец спеть песню своей мечты. Казалось бы, статичная картинка: кукла перед микрофоном то на черном заднике, то на белом, но сколько артистизма и эмоций!
Приз в категории «Первый профессиональный фильм» вручен «Всепоглощающей любви» (Луис Хадсон, Великобритания). Вот уж странный выбор! Наверное, жюри, подустав от 200 невеселых фильмов, сломалось на комедии. Мысль там немудреная: мол, каждому свое. Мужчинка, живущий в животе кота, влюбляются в хозяйку. Сбежав из своего «жилища» через задний проход животного, он ищет встречи с любимой, но большая женщина не понимает этих маленьких чувств. Зато наш герой, повидав жизнь снаружи, находит себе достойную пару – мышь... Но где им жить? Почему бы не в животе этой женщины?
Главный приз «Крока» взял мультфильм про стариков – «Рисовая или армянская» (режиссеры Элен Маршаль, Сам Баррас, Ромэн Блондель, Селин Сэй, Франция). Пожилой человек теряет память. Его супруга пытается разложить воспоминания по коробочкам, чтобы как-то упорядочить их, а они кусками рисовой бумаги выскакивают из его дырявой головы. Женщина в отчаянии приглашает супруга на танец, с которым связаны самые яркие воспоминания молодости. Поет Серж Гензбур... Может, еще не все в прошлом? Фильм отличается чистотой и внятностью истории, подчеркнутой простотой изображения и душераздирающей трогательностью.
«Рисовая или армянская»
Гран-при «Крока» очень часто вызывает недоумение критиков. Наверняка и на этот раз появятся вопросы. Но какой смысл их задавать, когда ответ очевиден: «Рисовая или армянская» – из ряда редких мультфильмов, которые запоминаются навсегда.