В обаянии Остроумовой есть нечто не сводимое ни к красоте, ни к женственности, ни к аристократизму, ни к таланту — хотя ни в чем из вышеперечисленного ей никак не откажешь. Возможно, дело в глубокой, несуетной внутренней гармонии, позволяющей ей оставаться самой собой и в каждой роли, и в жизни. Интервью она не любит в принципе, а с корреспондентом «Труда» договорилась: побеседуем немного за чашкой кофе в фойе театра имени Моссовета — и что будет сказано, того достаточно.
Она удивительно цельная, какую из ее героинь ни вспомни. Дерзкая гордячка Рита Черкасова из легендарного «Доживем до понедельника», несмотря на юный возраст, прекрасно знает, чего хочет от жизни. Фраза из повести Бориса Васильева: «Тебя в музей нужно. Под стекло на черном бархате» — так же применима к умопомрачительной красавице Женьке Комельковой, как и к самой актрисе, сыгравшей ее в фильме. Безудержно страстная и в то же время удивительно целомудренная Маня Поливанова из фильма «Любовь земная» отказывается от «ворованной» любви...
Свою личную закрытость объяснила журналисту так:
— Актеры и без того люди публичные. Зритель хоть и понимает, что происходящее на сцене или на экране — только игра, все равно ему бывает трудно отделить артиста от персонажа. И эта кажущаяся открытость многими воспринимается как возможность без разрешения вторгаться в наше личное пространство. Пристальное внимание прессы актерам далеко не всегда на пользу. За нас должны говорить наши работы.
Одним из главных жизненных принципов для Ольги Остроумовой является свобода выбора:
— Дед, приходской священник, ни детям, ни внукам религиозных взглядов не навязывал, считая, что каждый человек должен сам прийти к Богу той дорогой, которую выберет. Родители нам никогда не читали нудных наставлений. Все проблемы решались за большим семейным столом. Семья была большая — четверо детей, достатка особого не было. Сейчас принято сетовать на трудные времена, но мои родители и родители родителей жили в гораздо более суровых условиях и при этом умудрялись чувствовать себя счастливыми.
Профессорская дочка Марина, сыгранная Остроумовой в знаменитом «Гараже» Эльдара Рязанова, произносит фразу, сразу ставшую крылатой: «Жизнь состоит из одних вопросов, а хочется, чтобы она состояла из одних ответов».
— Эльдар Александрович собрал прекрасную актерскую команду — Саввина, Ахеджакова, Гафт, Мягков, Невинный: Мы с Сережей Костолевским рядом с такими мастерами чувствовали себя очень зажатыми и все время старались спрятаться за бегемотом (действие происходит в зоологическом музее научно-исследовательского института. — «Труд»), чтобы не попасть в камеру: пусть мастера и играют, они такие свободные!
С «Гаражом» связана и легенда, которую Ольга Остроумова и Валентин Гафт уже устали опровергать:
— Никакого романа на съемочной площадке не было! Это Валентин Иосифович утверждает, что уже тогда в меня влюбился, а я ничего не замечала. Все началось чуть ли не на двадцать лет позже. Но и тогда я поначалу воспринимала его внимание лишь как признак хорошего воспитания. Ну не принадлежу я к тем женщинам, которые нацелены на завоевание каждого мужчины, встречающегося на их пути.
Они вместе уже больше пятнадцати лет.
— Прочность союза измеряется не годами, которые люди прожили вместе, а желанием вместе преодолевать препятствия, которые неизбежно подбрасывает жизнь. Брак подтачивают не годы, а обмеление источника, из которого можно черпать это желание... Что бы ни случилось, надо относиться к жизни как к бесценному дару. Как к возможности, а не как к угрозе.