На днях в Финляндии состоялось мероприятие по поиску русскоязычных специалистов, организованное компанией Tredea. Ситуация беспрецедентная. В большинстве европейских стран наши люди выступают в роли гастарбайтеров, большой удачей раньше считалось получить работу няни или садовника. Tredea же приглашает на работу программистов, маркетологов и патронажных сестер в дорогие частные клиники.
А дело все в том, что в последние годы Финляндия активно развивает экономические отношения с нашей страной, налаживая медицинский туризм. Сейчас только в регионе Тампере, где и прошло мероприятие, насчитывается более 1,5 тысячи русскоговорящих жителей. Представители бизнеса надеются, что, приглашая на работу наших специалистов с налаженными контактами на российских рынках, они помогут компании быстрее интегрироваться в рынок РФ.
Ситуация с Финляндией стала скорее исключением из общего правила. В большинстве случаев в поисках высокооплачиваемой вакансии мигранты сталкиваются с жесткой конкуренцией, в разы превышающей ту, что ждет их на внутреннем рынке. И здесь на первое место выходят квалификация, опыт и, если можно так выразиться, «приземленность профессии». Юристам-экономистам и прочим дизайнерам с российскими дипломами едва ли там рады. А вот у технических специалистов проблем не будет.
Научные сотрудники из России на международном кадровом рынке были в цене всегда. Бывший инженер НИИ, а сегодня специалист по инновационным разработкам Виталий Башалов переехал в Израиль 10 лет назад. «Тогда все это казалось несбыточной мечтой. Получали с женой копейки. Я работал в лаборатории, а она — кассиром в универмаге. Бывший однокурсник пригласил меня на работу в Израиль. Не сразу, но нашел работу по специальности, сейчас есть достойная оплата, дом», — рассказал «Труду» Виталий.
За границу россияне тянутся не только за деньгами, но и за приключениями. Несколько лет назад среди российской молодежи случился «китайский бум». Юрий Писарев уехал в Китай четыре года назад. «Думал, отучусь в колледже и вернусь в Россию, но, прожив несколько лет в другой стране, понял: это мое. Пока был студентом, подрабатывал диджеем — на русских в местных клубах большой спрос. Потом меня начали приглашать для съемок в рекламных роликах и показах одежды. А сейчас я нашел постоянную работу: устроился в компанию, занимающуюся поставками оргтехники в Россию. Здесь пригодилось мое знание языка и нашего менталитета. Русских в Китае любят, зарплаты хватает, так что не вижу смысла сейчас что-то менять», — говорит Юрий.
Правда, с жильем там не все так просто. Пока Юра снимает комнату на двоих с другом, так что обзавестись семейством пока не может. Но уверен, что и с этим все уладится.
Существуют специализированные сайты с предложениями от иностранных работодателей, все больше и агентств, и российских представительств международных компаний ищут рабочую силу на выезд.
Для агентств, работающих с иностранными компаниями, большое значение имеет знание сотрудниками иностранных языков. У соискателя не должно быть задолженностей перед налоговой службой или по выплате алиментов, иначе возникнут проблемы с оформлением визы. При трудоустройстве в некоторые страны имеет значение даже семейное положение. Так, незамужней молодой девушке получить долгосрочную визу бывает сложнее, чем той, которую дома ждет семья.
«Наибольший спрос, безусловно, на IT-специалистов, — подтверждает наш эксперт Юрий Кондратьев. — Здесь имеет значение и высокий профессиональный уровень, и то, что все больше интернет-проектов связаны с нашей страной. На втором месте — спецы, занимающиеся развитием филиалов российских компаний за рубежом. Так что дерзайте!»
Голоса
Екатерина Горохова, гендиректор кадрового агентства
— Шансы найти работу есть в основном у специалистов, обладающих редкой профессией и уникальными знаниями и навыками. Зарубежные рынки труда консервативны, там существуют преференции в трудоустройстве для собственных граждан. Поэтому устроиться, скажем, нашим маркетологам, юристам, финансистам очень тяжело. Востребованы же высококвалифицированные технические специалисты, научно-исследовательские кадры. Таким можно найти работу в Европе даже в кризисные периоды.