Андрей Чмиль: «Катюша» — это и скромная девушка, и императрица»

Знаменитый велогонщик — о перспективах российской команды и новом проекте в Сочи

На этой неделе в Дании стартует чемпионат мира во велоспорту. Накануне соревнований президент команды «Катюша», известный велогонщик Андрей Чмиль дал эксклюзивное интервью «Труду».

«Мы не ставим задачу зарабатывания денег»

— Андрей Анатольевич, когда команду называют чьим-то именем, обычно это имя жены или дочери владельца. А как в вашем случае?

— Начнем с того, что профессиональному велоспорту в нынешнем сезоне исполнилось 160 лет. Наш вид спорта всегда привлекал внимание бизнесменов, и спортсмены всегда фактически являлись агентами, которые рекламируют определенный продукт или продукцию, в частности на своих майках. Этот метод рекламы имеет историю более 100 лет. Но наша ситуация совсем другая. Мы не ставим себе задачу зарабатывания денег и не продвигаем на рынок какой-то коммерческий бренд. Наша главная цель — развитие велоспорта в России. И слово «Катюша» — один из тех самых емких образов, которые могли бы представлять нашу страну во всем мире. Так называется и знаменитая песня, и грозное оружие, работавшее на победу в страшной войне. Так можно назвать и скромную милую девушку, и знаменитую императрицу. Этот собирательный образ обсуждался на самом высоком компетентном уровне вплоть до Владимира Владимировича Путина и был признан самым удачным. Простой обыватель во всем мире уже познакомился со специфическими русскими буквами «ш» и «ю» не без нашего участия.

— Есть ли у нас шанс увидеть победы олимпийского чемпиона Михаила Игнатьева именно в составе вашей команды?

— У него подписан с нами контракт до 31 декабря 2013 года. Все его самые яркие победы в спорте больше пока связаны с треком, а не с шоссе. У кого-то из велосипедистов переход с трека на шоссе получается успешный, естественный и быстрый. У кого то, как у Миши, более сложный. Но Игнатьев тем не менее и в шоссейных гонках стабильно улучшает результаты. В индивидуальной гонке он является действующим чемпионом России и сейчас отправляется на чемпионат мира, где будет выступать в индивидуальной гонке.

«У „Катюши“ и „Астаны“ разные подходы»

— В Казахстане тоже есть знаменитая «Астана». Какие различия в истории двух велосипедных команд с постсоветского пространства?

— При создании команды «Астана» преследовалась главная цель — привлечь внимание всего мира к молодой столице крупного государства. В состав команды были привлечены многие звезды мирового уровня. Но они на самом деле не имели никакого отношения к самому Казахстану. Например, Альберто Кантадор на протяжении многих лет стабильно занимал высокие места. И вот после четырех лет выступления за «Астану» он перешел в другую команду и также продолжает показывать высокие результаты на тех же самых соревнованиях. У нас диаметрально противоположный концептуальный подход — 60% состава команды «Катюша» составляют россияне. Сергей Иванов, Владимир Карпец, Владимир Гусев, Александр Колобнев, будучи ветеранами, показывают у нас хорошие результаты (хотя в других командах этого у них в последнее время не получалось) и хороший пример молодежи. А молодые гонщики Игорь Силин, Павел Брут, Юрий Трофимов, Денис Галимзянов имеют возможность сформироваться как профессионалы и выйти на самый высокий международный уровень. Потом была соз-дана еще наша континентальная команда, в составе которой 19 российских гонщиков плюс молодежный коллектив. Всего в проекте «Катюша» задействованы 68 российских спортсменов.

— Сезон-2011 какие изменения вам принес?

— Нынешний спортивный год еще не завершился — 25 сентября начнется чемпионат мира, на групповую гонку у нас готовится российский спринтер Денис Галимзянов. Он недавно занял третье место на международной гонке в Бельгии. А потом на гонке Париж — Брюссель Денис вообще стал победителем. В 2010–2011 годах мы переживали смену поколений. Но у нас есть большая группа молодых спортсменов, которые могут в ближайшее время выйти в мировые лидеры.

— В каких видах программы Олимпиады 2012 года будут выступать представители «Катюши»?

— Проект «Катюша» будет представлен как в шоссейной, так и в трековой программе Олимпиады. На шоссе лучшие из россиян — в групповой и индивидуальной гонках. Некоторые парни из нашей команды выступят и на треке: наиболее вероятные кандидаты — Кирилл Яцевич, Иван Савицкий, Антон Воробьев, Иван Ковалев.

«Мы проведем гонку самой высокой категории»

— Расскажите, какой крупный международный проект планируется организовать в нашей стране?

— Гонка, которую планируется проводить на территории России в 2013 году, войдет в Про-Тур. По аналогии с другими видами спорта цикл этих соревнований равнозначен Кубку мира или Гран-при. И наша российская многодневка войдет в число 27 крупнейших в мире. Об этом президент Федерации велоспорта России Игорь Макаров уже договорился с международной федерацией. Рабочее название этой велогонки пока — «Тур Сочи». Наиболее вероятное место финиша — город Сочи, скорее всего, на горе Ахун или в Красной Поляне. Но старт, вполне возможно, будет дан в Москве или Санкт-Петербурге. Этапы пройдут через многие города юга России — предположительно Краснодар, Ростов, Воронеж и другие. Самое главное — Россия получила право на проведение у себя международной велогонки самой высокой категории. В этой гонке примут участие 22 команды: 18 сильнейших по рейтингу плюс 4, которые устроители приглашают по своему усмотрению.

— В связи с этим проектом россиянам можно ожидать улучшения качества дорог между нашими городами?

— Напрямую именно с российской международной велогонкой связывать строительство новых магистралей мы не будем. Тем не менее с Федерацией российского велосипедного спорта России активно сотрудничают такие солидные компании, как «Ростехнология», «Итера», «Газпром», а также многие крупнейшие банки России. Будем надеяться на то, что активные усилия Игоря Макарова и других крупных менеджеров и чиновников в лучшую сторону повлияют и на качество российских дорог. Без этого компонента невозможно провести международную многодневку. Да и для подготовки талантливой российской молодежи необходимо наличие качественных шоссе в разных регионах страны.

— Сейчас по-прежнему велосипедисты главной гонкой сезона считают «Тур де Франс»?

— Несомненно. Но престиж таких, как «Вуэльта» и «Джиро», значительно поднялся. Параллельно с ними проводятся гонки однодневные — «классики», и эти соревнования имеют вековую историю. Представители команды «Катюша» принимают участие во всех 27 гонках. Начинается сезон на австралийском континенте, потом проводится много этапов в Европе, в Канаде. В октябре будут старты в Китае.

«За допинг в „Катюше“ введен штраф — пять контрактов»

— Слово «допинг» слишком часто упоминается в СМИ рядом со словом «велоспорт»...

— В команде «Катюша» спортсмены подписали соглашение, что в случае применения ими недозволенных препаратов они должны выплатить суммы, в пять раз превышающие их контракты. Кроме того, наша команда участвует во всех международных антидопинговых мероприятиях. Например в программе АДАМС — это инструмент, созданный для координирования допинг-контроля атлетов вне соревновательного сезона. Помогает исключить употребление спортсменами запрещенных препаратов и введение биологических паспортов у спортсменов. Невозможно не заметить и желание самих спортсменов сделать спорт чистым. Надо признать: новое поколение велогонщиков вообще уже имеет иную ментальность, нежели их предшественники.

— Регламент многодневок будут менять, чтобы не было перегрузок, которые, как говорят некоторые специалисты, без стимулятора трудно преодолеть.

— Велоспорт вообще довольно консервативный вид спорта. Программа соревнований кардинальным образом в ближайшее время меняться не будет. Но я бы не стал плотно связывать применение допинга именно с тяжелым для спортсменов регламентом соревнований. Не меняя регламента, руководству Международной федерации велоспорта удалось добиться успехов в борьбе за «чистый» спорт. Впервые на трех крупнейших международных многодневках не было зафиксировано ни одного нарушения по части допинга. Все велосипедные команды вообще отказались от применения шприцев и капельниц. Берется более трех тысяч проб у велосипедистов-профессионалов, и этот факт возымел свое действие: последние пару лет было зафиксировано гораздо меньше случаев, чем раньше.

Досье «Труда»

Андрей Чмиль, президент «Катюши»

Родился 22 января 1963 года в Хабаровске.

Достижения: выиграл чемпионат СССР 1992 года в групповой гонке. Обладатель Кубка мира 1999 года. Побеждал на гонках Париж — Рубе, Париж — Тур, Милан — Сан-Ремо и в «Туре Фландрии». В 2002 году закончил карьеру велогонщика.

Работа: был координатором Международного союза велосипедистов по Восточной Европе и СНГ. С 2006 по 2008 год работал генеральным директором агентства спорта Молдавии. С 2008 года — президент команды «Катюша».