Некрореализм, обнаженка и высокие арт-технологии

23 сентября в Москве открывается 4-я Биеннале современного искусства

Московская биеннале все ширится и захватывает площадки, которые к искусству имеют довольно условное отношение. Среди всего многообразия «Труд» выбрал действительно интересные проекты.

Московская биеннале современного искусства, несмотря на то что проходит четвертый раз, все больше напоминает фестиваль искусств: она ширится, захватывает новые немузейные и невыставочные территории. Основной проект биеннале «Переписывая миры», который на этот раз курирует немец Питер Вайбель, разместится в ЦУМе и в центре дизайна Artplay, а чтобы посмотреть все объекты Биеннале, придется съездить еще и в Южное Бутово, Нижний Новгород, Екатеринбург, Киев и Лондон — в этих городах будет проходить выставки параллельной программы. Правда, чтобы составить представление о том, что же это за Московская биеннале, достаточно посетить всего несколько выставок.

Основной проект. «Переписывая миры»

Основной проект Московской биеннале будет посвящен технологиям — именно они составляют главный интерес куратора Питера Вайбеля. Современными технологиями в искусстве он занимается с 1960 года и с тех пор поднаторел на этом поприще, сделав не одну мультимедийную выставку. Вайбель обещает, что зритель основного проекта биеннале сможет легко встать на сторону художника. По его мнению, мир стоит на пороге нового ренессанса — и все благодаря современным технологиям, без которых не было бы ни масштабных видеоинсталляций, как у группы «АЕС+Ф», ни видеоарта, ни вообще современного искусства.

Главная приманка и гордость биеннале — это, конечно, участие в ней Ай Вейвея, опального китайского художника, который за свои саркастические опусы лишился мастерской и несколько месяцев находился под арестом. Работа Вейвея — видео, снятое на одной из центральных магистралей Пекина. Оно отражает быстрые технические изменения мегаполиса и как нельзя лучше иллюстрирует основную идею проекта.

С видео приедет и Ребекка Хорн: известная перформансистка сняла фильм «Лунное зеркальное путешествие» по мотивам одной из своих выставок и представит его на биеннале.

Живописи, естественно, будет немного, зато какая! Вайбель привез в Москву таких титанов современности, как Герхард Рихтер, уже несколько лет занимающий первую строчку в рейтинге самых дорогих и успешных немецких художников, Ричард Гамильтон — один из основателей поп-арта, которого вполне справедливо называют британским Энди Уорхолом, и сюрреалист Нео Раух.

ЦУМ, Центр дизайна Artplay, 23 сентября — 30 октября

Альберто Гарсия Аликс. «Необратимость»

Отголосок Года Испании в России. В Московском доме фотографии уже началась выставка прославленного испанского фотографа — любителя обнаженных тел (особенно женских), асоциалов, черно-белого и татуировок. Аликс — представитель испанской «мовиды», то есть декадентского движения, возникшего после падения диктатуры Франко. Он не стесняясь снимает проституток, преступников, байкеров и наркоманов, зачастую отождествляя своих героев с собой. Свой стиль Аликс называет «одиночеством бреда», а застывшую на фотографиях жизнь — необратимой. Отсюда и название выставки.

Мультимедиа-Арт-Музей, до 6 ноября

«Некрореализм»

Термин «некрореализм» придумал в 80-е прошлого века Евгений Юфит, художник, фотограф, режиссер и в чем-то панк и асоциал. Однажды он нашел книжку по судебной медицине и решил превратить свои ежедневные арт-выходки в хоррор-шоу. Страшно получалось не всегда, чаще — смешно, иногда просто красиво. На выставке собраны фотографии, на которых вполне живые люди загримированы под мертвецов, а еще картины и фильмы, где, наоборот, мертвецы превращаются в живых. Помимо произведений Юфита на выставке представлены работы его друзей и коллег — Владимира Кустова и Юрия Мамлеева. В чем смысл буйств некрореалистов, можно гадать бесконечно, утверждая, что они противостояли соц-арту, а вместе с тем и разлагающемуся на глазах Советскому Союзу, или, наоборот, предавались священному бездействию в духе средневековых карнавалов. В любом случае с годами произведения некрореалистов стали еще интереснее и, если можно так сказать, живее.

ММСИ в Ермолаевском переулке, до 30 октября

Dada Moscow

Своеобразная выставка современного дадаизма (если таковой вообще может существовать) подготовлена кураторами из легендарного «Кабаре Вольтер» — небольшого кабака в Цюрихе, где в начале XX века и зародилось новое модернистское течение в литературе и искусстве. Теперь в «Кабаре Вольтер» заседают люди, называющие себя наследниками и учениками дадаистов — поэта Тристана Тцары и художника Марселя Дюшана. Они участвуют во всех конференциях и симпозиумах, посвященных дадаизму, а еще устраивают выставки и фестивали по всему миру. В Москву они уже приезжали — весной этого года в «Гараже» прошел «ДаДа-фестиваль», выставка в рамках биеннале сделана как раз по его следам. В проекте новых дадаистов участвуют «АЕС+Ф», Вадим Фишкин, Карлос Аморалес, еще с десяток современных художников, а также Тристан Тцара, Владимир Маяковский, Казимир Малевич и Владимир Татлин — люди, без которых никакого «Кабаре Вольтер» и в помине бы не было.

Центр дизайна Artplay, до 27 сентября

Уильям Кентридж. «Пять тем»

Уильям Кентридж, пожалуй, самый известный африканский художник, сумевший преодолеть границы ЮАР и Черного континента и выйти на мировую художественную сцену. Его работы есть в Музее Гуггенхайма, в нью-йоркском Музее современного искусства, в галерее Тейт, в Центре Помпиду и еще в десятке музеев, а статья в «Википедии» о Кентридже переведена едва ли не на все европейские языки. Искусство Кентриджа во многом политично: одна из главных тем его работ — апартеид, а также все политические конфликты — войны, революции, тема постсоветской России. При этом Кентридж не ярый оппозиционер, как обычно воспринимают всех политических художников. Его тема — исследование людей, переживших политические волнения, будь они жертвами, палачами или сторонними наблюдателями. В «Гараж» привезут работы Кентриджа, созданные художником для оперы Дмитрия Шостаковича «Нос» (1930), которую он поставил на сцене нью-йоркской Метрополитен-опера в прошлом году. Здесь и рисунки, и плакаты, напоминающие об авангарде 30-х годов, и эскизы костюмов — и вроде бы все напоминает про повесть Гоголя, но еще и про эпоху модернизма, про СССР, да и про нас.

«Гараж», 30 сентября — 4 декабря