«Труд» присмотрелся к тому, как спасали предприятия, и узнал, почему нынешнее затишье в любой момент может обернуться катастрофой.
В нашей стране бедственное положение жителей населенных пунктов с единственным градообразующим предприятием острее, чем в остальном мире.
Это обусловлено слаборазвитой инфраструктурой — наследием СССР: если завод в городе останавливается, работать больше негде. Более того, теряют работу многие сотрудники сферы услуг. Работники предприятия составляют основу платежеспособного спроса в городе, и заменить их некем.
Другой проблемой является крайняя инертность российских жителей. По данным ВЦИОМа, лишь 2% граждан готовы сменить место жительства ради работы. Для сравнения: в США доля этих людей в 10 раз больше — 20%.
В Тольятти, самом крупном российском моногороде, эту тенденцию пытаются переломить.
25 тысячам человек не нашлось места на заводе после реорганизации. Эти специалисты будут искать счастья в других городах. На это выделено 500 млн. рублей из бюджета Агентства по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов.
Сейчас «АвтоВАЗ» постепенно наращивает производство благодаря бюджетным вливаниям и государственной программе утилизации старых автомобилей. Однако предприятие продолжает быть нерентабельным.
Другой известный завод —
Его работники и члены их семей весной 2009 года перекрыли федеральную трассу
Тогда
Цены с поставщиками и покупателями согласовываются с большим трудом. Год назад именно
Рано или поздно эта бомба замедленного действия взорвется, и «Базэлцемент» снова встанет.
Без потерь не обошлось и на предприятии «Русский вольфрам». В начале 2009 года в небольшом Светлогорске полугодовые задержки зарплаты привели к голоду.
Жители питались картофельными очистками, в городе исчезли все бродячие собаки. За символическую плату предприятие было продано муниципальным властям, которые балластом присоединили «Русский вольфрам» к более успешному предприятию — «Примтеплоэнерго».