Как рассказала "Труду" заместитель директора Департамента информации Счетной палаты Елена Моисеева, начальник инспекции Юрий Гайдуков руководил плановой проверкой ОАО "НПО "Энергомаш", головное предприятие которого находится в подмосковных Химках. В первых числах сентября руководителю Счетной палаты Сергею Степашину поступила оперативная информация о том, что Гайдуков вымогает крупную сумму у руководителей предприятия за сокрытие выявленных недостатков. Эта информация была передана в ФСБ. Гайдукова задержали.
Впрочем, деньги инспектор палаты получить не успел. За несколько часов до операции сотрудники ФСБ перехватили двух посредников, которые и должны были передать Гайдукову часть требуемой суммы - 1 миллион евро. Сейчас бывший инспектор находится в 20-й городской больнице под усиленной охраной. В СИЗО "Лефортово" у него произошел сердечный приступ.
Но "Труду" удалось выяснить, что именно с "Энергомашем" у Юрия Гайдукова давно сложились непростые отношения. Еще в 1998 году он, будучи руководителем Федерального агентства по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения (ФАПРИД) при Министерстве юстиции, который в ту пору возглавлял именно Сергей Степашин, требовал с тогдашнего руководителя объединения Бориса Каторгина уплаты почти 2 миллионов долларов в бюджет в рамках "лицензионного договора". Предприятие в этот момент готовилось к поставке двигателя РД-180 американской корпорации "Пратт энд Уитни". Впоследствии выяснилось, что ведомства по-разному трактовали закон. И требуемых сумм от "Энергомаша" бюджет не получил. Гайдуков обратился в прокуратуру. Там в возбуждении уголовного дела отказали. А "лицензионный договор" по решению арбитражного суда был признан навязанным и недействительным.
В 2000 году возглавивший после Степашина Минюст Юрий Чайка уволил Гайдукова "за грубое нарушение трудовых обязанностей". Как писали СМИ семь лет назад, ФАПРИД тогда заключил договор для создания программного продукта по ведению делопроизводства с ООО "Юниверсал Консалт" на сумму 245 тысяч долларов, из которых половина была выплачена, а работа так и не сделана. Эти и многие другие траты производились в отсутствие сметы, которая должна была утверждаться Минюстом по согласованию с Минфином.
Что же на этот раз проверял Гайдуков на "Энергомаше"? Предприятие является российским лидером по производству ракетных двигателей. В частности, их РД-180 признаны лучшими в мире. Десять лет назад научно-производственное объединение обязалось поставить 101 двигатель американской корпорации "Локхид_Мартин" на сумму 1 миллиард долларов. Так что можно предположить, что в любом случае речь шла об очень больших деньгах. А как же еще, если за утаивание информации инспектор Счетной палаты требовал аж 7 миллионов евро?