ПОЧЕМУ ВО ФРАНЦИИ НЕФТЕБАРОНЫ НЕ ЛЕЗУТ НА РОЖОН

У французов, которые вернулись из летних отпусков, глаза полезли на лоб, когда они увидели

У французов, которые вернулись из летних отпусков, глаза полезли на лоб, когда они увидели невиданные цены на бензин - в ряде случаев стоимость литра 95-го приблизились к полутора евро, а 98-го перевалила за этот рубеж. Однако после того как министр экономики, финансов и промышленности Тьерри Бретон пригрозил нефтяным корпорациям серьезными неприятностями, те моментально отреагировали, заявив о своей готовности пойти на снижение цен.
Буквально на следующий день французы слегка воспрянули духом: на те же виды горючего цены откатились к уровню 1,35 - 1,40 евро за литр. То был лишь первый раунд схватки французских властей с нефтяными магнатами из компаний "Тоталь", "Бритиш петролеум" и им подобных, которые владеют тысячами заправочных АЗС во Франции. Следующий состоялся на этих днях и закрепил успех энергичного министра Тьерри Бретона.
Компании взяли на себя обязательство в течение трех дней реагировать на любое падение цен на нефть на мировых рынках, в случае же повышения делать их корректировку не ранее чем через три недели. Помимо этого было решено создать специальный центр по отслеживанию ценообразования нефтепродуктов. Нефтяники также обещали вложить в национальную структуру нефтепереработки 3,5 миллиарда евро, что должно способствовать стабилизации цен на бензин и другие виды топлива. Таким образом, дамоклов меч государственных санкций в виде дополнительного налога на сверхприбыль нефтяных корпораций на время отведен, но это не значит, что он вложен в ножны.
Должно ли государство прибегать к подобным суровым мерам в стране с развитой рыночной экономикой?
Это вопрос я задал видному французскому экономисту Жаку САПИРУ.
- Конечно, должно, если оно уверено в том, что делает это ради общего блага, - сказал он. - Рыночный механизм свободного ценообразования распространяется на множество товаров, но далеко не на все.
Есть исключения, куда входят, в частности, нефтепродукты. Им свойственны два качества: без них практически невозможно обойтись в современном обществе и по большому счету их нечем заменить. Так, при росте цен на нефтепродукты во Франции на 30 процентов с начала года спрос на них упал всего на четыре процента. Почему? Да потому, что многие люди вынуждены пользоваться личными автомобилями, с тем чтобы, к примеру, добраться до работы, а значит, приобретать горючее по ценам, которые их не устраивают, что больно бьет по карману. В результате нарушается классический постулат либеральной экономики, в соответствии с которым потребление не может носить вынужденный характер. Более того, не соблюдается и другое положение, по которому спрос при рыночных колебаниях меняется в тех же пределах, что и предложение. В таких условиях государство не только может, но и обязано регулировать процесс.
- Какими рычагами пользуется государство с тем, чтобы влиять на цены?
- Их множество, и они весьма мощные. Во-первых, государство имеет полное право вообще заблокировать цены, если посчитает необходимым так поступить в общих интересах. Это прописано во французских законах. Во-вторых, оно имеет в своих руках такое сильное оружие, как введение новых или увеличение уже действующих налогов. Именно угроза Тьерри Бретона использовать фискальную дубинку привело нефтяные компании в чувство. И, в-третьих, государство может ввести субсидии в той или иной области, если посчитает это нужным при условии, что найдет альтернативный источник финансирования.
- Как я понимаю, во Франции к этому арсеналу прибегают частенько?
- Должен сказать, что в последние годы государство неоднократно его задействовало. К примеру, в 90-е годы прошлого столетия неоднократно замораживались цены на аренду коммерческих площадей. Я это знаю по опыту моей семьи. Моя теща сдавала в аренду помещение, где расположился магазин. Так вот в течение трех лет она не могла даже чуть-чуть поднять арендную плату, чтобы покрыть потери от инфляции, ибо государство приняло соответствующее решение в этой области. То же самое происходит и при аренде жилплощади. Понятно, что при поиске квартиры большинство французов сталкиваются с рынком в чистом виде, но когда контракт на аренду подписан, то впоследствии владелец жилья не имеет права поднимать квартплату по собственному усмотрению: она пересчитывается раз в год в соответствии со специальным коэффициентом. Его на основе расчетов изменений стоимости материалов, строительных работ, инфляции и многого другого определяет национальный статистический институт INSEE. Как правило, ежегодное повышение колеблется в пределах одного-двух или чуть больше процентов, что вполне сносно.
Нефтяным компаниям было заявлено: "Если не пойдете нам навстречу, то пеняйте потом на себя. Так что подумайте, какой путь для вас будет менее накладным". Те подумали и пошли на попятную.
- Как я понимаю, государственные структуры прибегают к таким методам, будучи уверенными в своей правоте?
- Люди в министерстве финансов действуют на абсолютно законных основаниях, они экономически грамотны и не испытывают никаких душевных сомнений по этому поводу. Они облечены полномочиями и знают, что есть ряд областей, где рыночные законы не работают, как хотелось бы, и без государственного вмешательства там не обойтись.
- Помимо этого во Франции существует ряд областей, где государство само назначает цены, не так ли?
- Это так. К примеру, на железнодорожном транспорте. Национальное общество железных дорог не имеет права самостоятельно определять уровень цен на билеты. Оно обязано согласовывать их с государством. То же самое касается городского транспорта, автобусов, метро, трамваев. Такое же положение с тарифами на электричество, газ. Компания "Электрисите де Франс", дав соответствующие объяснения, предлагает поднять тарифы, но решает всегда государство, которое, проанализировав ситуацию, дает или нет свою санкцию. При этом общая тенденция - добиться компромисса сторон, но государство всегда имеет последнее слово и никогда не стесняется его произнести.