ИГРЫ НЕ ПО ПРАВИЛАМ

Фильм, который так усердно "пиарили" всю предшествующую неделю, наконец-то вышел к зрителю. В четверг премьера "Олигарха" состоялась в столичном кинотеатре "Пушкинский".

Помпа была преизрядная: на подходах к кинозалу приплясывал живой слон (на нем главный герой фильма Платон Маковский справляет в фильме свой день рождения), на сцене расположился симфонический оркестр, которым слегка подирижировал режиссер фильма Павел Лунгин.
Было много VIP-персон - главным образом, из числа творческой интеллигенции. Но, что характерно, не пришел ни один чиновник из Минкульта, которые в последнее время охотно открывают шумные премьеры. Оно и понятно: случай с "Олигархом" - из числа особых...
Павел Лунгин задумывал свой фильм, когда Березовский, ставший, как известно, прототипом главного героя, еще не был, так сказать, в бегах, а его отношения с российской Фемидой не приобрели нынешних обостренных форм - Борис Абрамович был тогда вполне легитимной фигурой. Злые языки поговаривали, что режиссер слупил с олигарха энную сумму денег для запуска своего фильма. Павел Лунгин от этого энергично открещивается, и, похоже, не зря. Фильму, на мой взгляд, трудно предъявить претензии в вульгарном обслуживании Березовского - уж больно неоднозначный образ лепит "наш Бандерас", секс-символ всея России Владимир Машков. Да, есть в сыгранном им герое, который, к слову говоря, вобрал в себя черты не только Березовского, но и Гусинского, других российских олигархов, и насмешливый ум, и энергичная напористость, и железная деловая хватка, и верность дружеским обязательствам, и еще много других в той или иной степени обаятельных черт. Но показано без обиняков и другое: тесная связь главного героя с криминальным миром, его пьяные, с купеческим размахом, кутежи, его непомерная амбициозность, его политическая непорядочность вкупе с человеческой нечистоплотностью. Ради достижения своих целей главный герой фильма все время играет не по правилам: он не только легко, со спокойной совестью решается на подкуп, мостит, так сказать, дорогу к своему могуществу деньгами, но и оставляет на своем пути кровь, трупы соперников - пусть они по фильму и "наехали" на него первыми. Главного героя не зря зовут в фильме Платоном - тем самым режиссер словно говорит нам: Платон (сиречь Борис Абрамович) мне друг, но истина дороже. По слухам, опальный олигарх после первого просмотра остался недоволен фильмом, а потом, видимо, смекнул, что реклама от противного - все равно реклама, и теперь активно включился в "раскрутку" ленты, которую, к слову говоря, уже быстренько приобрели в Швейцарии, Франции, Италии, других европейских странах...
И вот эта скорость, с какой закупается недавно сделанная картина, честно говоря, настораживает и огорчает меня больше всего. Ибо объясняется это не только и не столько высокими художественными достоинствами "Олигарха", которые если и наличествуют, то не в такой степени, как в ряде других талантливых российских лент, которые покупать никто не спешит, а совсем другими обстоятельствами. Что скрывать: на Западе в последнее время культивируется определенный образ нашей страны. В глазах даже продвинутых европейских интеллектуалов Россия - это родина уголовного беспредела, беспробудного пьянства, оголтелой коррупции, олигархического произвола. И Павел Лунгин охотно потакает в своем фильме этому поверхностному и, разумеется, пристрастному взгляду. Он смотрит на нашу жизнь глазами своего небезгрешного персонажа и его уголовного окружения - и получается, что все в этой стране живут и играют не по правилам. В многофигурной, многокрасочной фреске современной российской жизни, не без мрачноватого вдохновения созданной Лунгиным, практически нет места нормальным, нравственно здоровым людям и явлениям. Все политики у него - порочны и лживы, женщины как одна - легкодоступны, журналисты - беспринципны, кремлевские чиновники - нечисты на руку... Возникает, правда, жена одного из подельников Маковского, пытающаяся бунтовать против неправедно нажитого богатства, да что взять с алкоголички... Находится только один порядочный человек - провинциальный следователь, которого вызывают вести дело Платона Маковского, но и его быстро "схарчат" продажные коллеги. На этом жутковатом фоне наш олигарх временами выглядит невинной овечкой: мол, таким волком его сделали немилосердные обстоятельства, "свинцовые мерзости жизни", в которых погрязла современная Россия. Не знаю, кому как, а мне с этим выводом фильма соглашаться не хочется. Уж больно не по правилам играет режиссер, давно живущий во Франции и руководствующийся в своем новом фильме бессмертным принципом: "все на продажу".