КУДА ИСЧЕЗАЮТ ВАГОНЫ ОСЕНЬЮ?

В последнее время в редакцию приходят письма с жалобами производителей на случаи нехватки вагонов для перевозки грузов. В основном это объясняют интенсивной подготовкой к зиме Приморья и Дальнего Востока. Однако в МПС считают, что эта проблема с временами года не связана.

В настоящее время 32 компании-оператора, заключив договора с МПС, занимаются частным извозом. Почти половину своего подвижного состава (вагонов, контейнеров и др.) они арендуют у железнодорожников. Естественно, спрос на подвижной состав при этом резко возрастает.
Плюс давняя проблема железнодорожников - простой вагонов по вине ряда предприятий. Она приобрела нежелательную актуальность. Дело в том, что согласно основному документу, регламентирующему деятельность МПС, - Федеральному закону РФ "О железнодорожном транспорте" - подвижной состав предоставляется любому предприятию, сделавшему заявку. В то же время большое количество предприятий своих обязательств перед железнодорожниками не выполняет. И практически никакой ответственности за это не несет.
Обычно все происходит следующим образом. Вагоны поставляются, к примеру, комбинату "Северникель". А комбинат на этот момент не имеет готовой продукции, чтобы загрузить вагоны. В среднем по железным дорогам страны простой вагонов составляет 17 часов. Кстати, эта цифра возросла на несколько часов по сравнению с позапрошлым десятилетием. А вот у того же "Северникеля" она измеряется 41 часом. Безусловно, этот комбинат не единственный в своем роде. Такое положение вообще характерно для целого ряда предприятий металлургической, угольной и лесной промышленности. Кстати, свою лепту сюда вносит, как это ни странно, и Минобороны.
Как нам сообщили в департаменте грузовой и коммерческой работы МПС, за восемь месяцев текущего года время нахождения вагонов на подъездных путях вышеназванных предприятий составило в среднем более 22 часов. Особые претензии железнодорожники имеют к АО "Кузнецкий металлургический комбинат". Там вагоны застревают более чем на 72 часа. Белорецкий меткомбинат почти не отстает от "коллеги" - задерживает вагоны более чем на 66 часов. Сюда же можно отнести ряд алюминиевых заводов: Братский, Иркутский, Кандалакшский, а также АО "Бокситогорский глинозем". И таких "штрафников" у МПС - много сотен.
Да, они платят деньги. Так, за шесть месяцев железнодорожники собрали с них 256 млн. рублей. Но, по словам специалистов, убытки МПС от простоев больше в несколько раз. Выход из сложившейся ситуации они видят, во-первых, в ужесточении нормативной базы, дабы производители грузов несли большую ответственность за простой вагонов. А во-вторых, в увеличении стоимости оплаты за пользование вагонами. Сейчас один час оплаты за вагон составляет 9 рублей. А за автотранспорт - 100 рублей. Железнодорожное ведомство уже не раз обращалось с этим вопросом в Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Однако там пока не спешат его решать.
И наконец такой аспект проблемы. Как известно, бывшие союзные министерства подверглись значительной перестройке. А большинство предприятий стало акционерными обществами, то есть самостоятельными структурами. "Приказов" свыше они теперь не слушаются. А взывать к их здравому смыслу, как показывает практика, бесполезно. Странно, что некоторые производственники не понимают, что простой вагонов в конечном итоге скажется на прибыли их предприятий.