С легкой, а вернее, с тяжелой, как мы теперь знаем, руки Александра Лукашенко в наших официальных СМИ Светлану Тихановскую — главную конкурентку и головную боль Батьки на минувших выборах — иначе как «домохозяйкой», «кухаркой» не называют. Немало иронических и даже саркастических стрел в ее адрес приходится встречать и в Сети. В том числе от тех, кто поддерживает необходимость перемен в Белоруссии после 26-летнего правления Лукашенко. Дескать, дева, которая еще недавно жарила мужу котлеты, непонятно на каком основании рвется в президенты 10-миллионного европейского государства...
Что ж, давайте познакомимся. Начну с главного. Во-первых, Тихановская не домохозяйка в привычном понимании этого слова. Да, Светлана родилась в простой рабочей семье (отец — водитель, мать — повар) в небольшом белорусском городке Микашевичи. Среди бойких одноклассников была незаметной, но закончила школу с золотой медалью, потом отучилась на филфаке педагогического университета. Работала переводчицей в различных компаниях, в том числе в благотворительной организации помощи потерпевшим от Чернобыльской аварии (Chernobyl Life Line, Ирландия). Она свободно владеет двумя иностранными языками (английским и немецким) и вместе с мужем основала две частные компании. То есть Тихановская — образованная и вполне успешная бизнес-леди. А домохозяйкой стала относительно недавно — после рождения второго ребенка.
Во-вторых, критики Тихановской то ли забыли, то ли не знают, что Светлана в президенты не собиралась и пока не собирается. Что она вступила в предвыборную гонку вынужденно, вместо своего мужа — политика, бизнесмена, видеоблогера Сергея Тихановского, которого Лукашенко, опасаясь его популярности в народе, сначала отстранил от выборов, а затем бросил в тюрьму, где тот сидит и поныне. И первым пунктом программы Светланы в случае победы на выборах как раз значилось проведение новых — честных! — выборов. В том числе, разумеется, с участием кандидатов, которых Лукашенко арестовал, не допустив к избирательной кампании. На этом свою миссию она полагала законченной.
И вот эта самая домохозяйка, с двумя детьми на руках, старшему из которых 10 лет, а младшей дочери всего четыре года, с мужем в СИЗО, которому грозят огромные сроки, ввязывается в тяжелейшую, вязкую предвыборную гонку. Которую, вопреки ожиданиям, провела блестяще. Несмотря на препоны властей, на запреты митингов и аресты соратников, на неоднократные угрозы (ей даже пришлось в целях безопасности вывезти детей с бабушкой из страны), Светлане и ее команде удалось в сжатые сроки собрать 110 тысяч подписей и сплотить вокруг себя протестный электорат Белоруссии.
На митинги с ее участием приходили десятки тысяч белорусов во всех городах, где она выступала вместе со своими «боевыми подругами» — Вероникой Цепкало и Марией Колесниковой. На финальный предвыборный митинг в Минске, по разным подсчетам, пришло порядка 60-70 тысяч человек — такого здесь не было с 1991 года. А ее яркое и выверенное до последней запятой выступление по национальному ТВ в рамках предвыборных дебатов стало настоящей информационной бомбой: такой острой критики, такой концентрированной правды о состоянии дел в республике белорусы не слышали уже четверть века.
Результатом этой кампании, по мнению ее многочисленных сторонников, которые выходят сегодня на улицы и площади практически всех городов страны, бастуют на крупнейших предприятиях Белоруссии, стала победа Светланы на выборах. Они считают, что Лукашенко на глазах у всего мира украл ее у Тихановской. А потом с помощью силовиков, которые обрабатывали Светлану в течение семи часов в здании ЦИКа (можно только догадываться, какие угрозы ей пришлось выслушать), выслал в Литву. Скажем спасибо, что не бросил ее в соседнюю камеру с мужем, не подверг физическим пыткам, как это произошло с сотнями протестующих, брошенных в СИЗО и испытавших на своих ребрах, спинах, ягодицах, отбитых почках и яичниках прелести «демократии по-лукашенковски».
И теперь Светлана не сломалась, не залегла на дно в приютившем ее Вильнюсе. Она выступает с новыми инициативами, консолидирующими протест, разрабатывает тактику и стратегию смены власти мирным, бескровным путем — это ее принципиальная установка. Если оппозиции удастся свалить Лукашенко (а дело идет к этому) и назначить новые президентские выборы, то лично я, не будучи белорусом, но прожив там лучшие 12 лет своей жизни, хотел бы, чтобы эта «кухарка» приняла в них участие наравне с другими кандидатами.
Не знаю, прислушается ли она к моему совету. Но у молодой, обаятельной, спокойной, рассудительной женщины есть, как мне кажется, энергия, воля, ум, умение учиться на ходу и держать удар. А главное, есть искренность и надежды на перемены к лучшему — те качества, которых так не хватает многим политикам. Не только, к слову говоря, в любимой мною Белоруссии.